Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English





http://allingvo.ru/ АБХАЗИЯ - Apsny.Ru

Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru



Rambler's Top100 Индекс цитирования

Цмити – музей под открытым небом
< назад  Комментарии к статье (0)      Версия для печати

В глубине Куртатинского ущелья, на одном из плато южного склона скального массива Кариу-хох, на высоте около 170 м от подножия горы, находится уникальный памятник средневековья — архитектурный комплекс с. Цмити. Расположен он на левом берегу р. Фиагдон.  

 

 

 

Обратимся к истории. Первые письменные сведения о Цмити встречаются в материалах осетинской духовной комиссии и руководителей горно-разведочных партий. Побывавший в начале ХIХ в. в Осетии Г. Ю. Клапрот дал беглое описание Цмити: «В 3 верстах ниже Харискина, на правый берег реки ведет мост и находится селение Цмитти… Напротив этого селения, на другой стороне Фиага, впадает сильная речка Цариттедон. На этой речке, в 4 верстах к западу, находится гора Истир Цмитти или Большой Цмитти, а еще выше Кадат. В обоих селениях живут осетины из племени цмитти… В старых близлежащих стенах добывают селитру, которую они обменивают у соседей». 

 

Куртатинское общество состояло из двух частей — Куртатинской и Цимитинской общин, названия которых произошли от собственных имен Курта и Цимити — родоначальников привилегированных фамилий Куртатинского общества. Представители высшего сословия этого ущелья носили титул куртатинский таубий (в переводе с тюркского это означает «горский князь»). Профессор Р. С. Бзаров в своем исследовании «Три осетинских общества в середине ХIХ века» более подробно изучает название села. Он пишет: «Цмитинская община (селения Цмити, Хидикус, Урикау и Кадат) взяла свое происхождение от Цмити и трех его сыновей, ставших родоначальниками трех колен цмитинцев — Дадыгкат (Дадыкаевы), Къалохъат (Калокаевы) и Бадзиат (Бадзиевы). Ни одна из этих ветвей не считается ни старшей, ни младшей, а все они находятся в одинаковой степени старшинства». 

 

Находящееся на высоком месте, освещенное в течение всего светового дня солнцем, с. Цмити выгодно отличается от других поселений в ущелье. Группа его строений — многочисленные фамильные башни, склепы, святилища — заметна уже с подъездов к поселку Верхний Фиагдон и продолжает доминировать на протяжении всего пути к селению, а при переходе через мост скрывается из зоны видимости крутым обрывом. Профессор В.А. Кузнецов в своей работе «Путешествие в древний Иристон» так описывает посещение этих мест: «…дальше наш путь через шахтерский городок Фиагдон лежит в горное селение Цмити. В Куртатинском ущелье это было, пожалуй, самое большое селение. Поднявшись по крутой каменистой дороге на отрог Кариу-хох, мы попадаем в лабиринт узких улочек, сжатых безмолвными каменными стенами. То там, то здесь возвышаются громады заброшенных боевых башен. В центре села устремилась ввысь башня Басаевых, недалеко от нее башня Талхановых. Эта башня интересна высеченным на ней графическим рисунком — петроглифом. Второй петроглиф, изображающий схематические фигуры людей и какого-то животного между ними, выбит на одном из склепов близ Цмити. Достойно внимания, что в других ущельях Северной Осетии петроглифы неизвестны, и эти символические, далеко еще не раскрытые рисунки сконцентрированы именно в Цмити. Случайность ли это или в Цмити жил безвестный художник, высекавший свои картины на камнях построек?». 

Наиболее древними постройками в горах являются: башня — масыг, дом-крепость — ганах и замок — галуан. Башни отличались своим внешним видом, характером кладки. Они делились на три вида: наблюдательно-сторожевые, боевые-защитные и жилые. 

 

На основе проведенного архитектурно-исторического анализа планировочной структуры и выявленной закономерности развития селения выделяются этапы застройки с. Цмити. 

IХ–ХIV вв. — самая верхняя часть селения. Две башни Габисовых и руины построек, жилых и оборонительных в местности Халгон, башни Агкацевых, Басаевых, Гаппоевых, Елоевых, Дзускаевых, Караевых, одна башня Цекоевых, Мамукаевых и Гумецовых, а также уникальная башня Талхановых с петроглифами, некрополь, состоящий из двух могильников с наземными и полуподземными усыпальницами различной степени сохранности склепов на северо-западной окраине. Могильник I — 9 склепов (надземных и полуподземных), могильник II — 7 склепов (полуподземных). Культовые сооружения: 1) Тхост У?стырджи-дзуар, 2) святилище (выше по склону от башни Габисовых). 

 

ХV-XVIII вв. — период наивысшего расцвета селения, окончательного формирования его объемно-планировочной структуры. Более поздние здания и сооружения этого периода завершили формирование селения. 

XIX в. — 30-е годы — начало переселения на равнину. Возникновение галуана Карацевых в селении Урикау (нач. XIX в.). 

 

Архитектурно-исторический анализ планировочной и объемно-пространственной структуры показал, что формирование селений Цмити и Урикау проходит сверху вниз. В верхней части расположены строения и боевые башни XV-XVIII вв., внизу — жилые и хозяйственные постройки XIX в. 

Начавшееся переселение осетин с гор на равнину ближе к плодородным землям обусловило возникновение в с. Урикау (южнее Цмити) комплекса жилищ и хозяйственных построек с башней, кузней и мельницей, характерных для жилых образований, обитатели которых занимались земледелием. Все эти постройки были обнесены каменной оградой и принадлежали одному из знатных родов — Карацевым. Это было явно выраженное обособленное родовое имение начала XIX в. — имение большой семьи, разрастающееся в патронимию. 

 

После переселения осетин с гор на равнину, установления Советской власти в Осетии и проведения коллективизации (20-30 гг. XX в.) в селении Цмити проживало 48 семей. Оставшиеся здесь жители приспосабливают некогда жилые дома под хозяйственные помещения и загоны для скота, на руинах устраивают огороды. В период Великой Отечественной войны многие из цмитинцев находились в рядах действующей Советской армии. Активно участвовали в боевых действиях семь братьев Бзыковых, лишь один из них вернулся домой с фронта, остальные братья погибли на поле боя. 

К началу XXI в. здесь остались лишь две семьи. Но раз в год выходцы из Цмити приезжают в родовое селение на народный праздник. 

 

Протяженность живописного Куртатинского ущелья составляет более 50 км. Это ущелье является одним из основных очагов формирования осетинского народа и его национальной культуры с эпохи раннего средневековья, когда оно было центром осетино-грузинских контактов. Ущелье известно своими уникальными историческими и культурными памятниками. Здесь сохранилось большое количество сторожевых и оборонительных башен, построенных в практически недоступных местах. В населенных пунктах ущелья постоянно проживает около 1,5 тысяч человек. Ущелье является излюбленным местом отдыха жителей Владикавказа. И древнее высокогорное селение Цмити, расположенное в Куртатинском ущелье, идеально подходит для туристических маршрутов этнографической направленности с широким использованием археологического, культурного и ландшафтного потенциала этих мест, имеющих богатую многовековую историю. 

 

Еще постановлением Совета министров СОАССР от 14.02.1980 г. № 33 «О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры в Северо-Осетинской АССР в свете Закона СССР и Закона РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры» в числе других в республике был утвержден Куртатинский заповедный район — с. Дзивгис, с. Лац, с. Цмити, Верхний Фиагдон (с. Барзикау и с. Даллагкау), как один из районов наибольшего сосредоточения всех видов памятников. 

 

В соответствии с пунктом 9 вышеуказанного постановления в 1984 году, в первую очередь, ввиду особой значимости комплекса Цмити, с целью его максимального сохранения был разработан «Проект охранных зон памятников истории и культуры селения Цмити». 

В силу очевидной историко-архитектурной ценности, имеющей особое значение для истории и культуры Российской Федерации, Указом президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 архитектурный комплекс с. Цмити (9 объектов — 31 единица) был включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. 

Согласно ст. 34 ФЗ-73 в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулированной застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. 

 

До недавнего времени комплекс Цмити и Урикау сохраняли свою оригинальную объемно-пространственную структуру среди окружающей сплошной хаотичной застройки, «загрязнившей» за последние годы историко-природную среду Куртатинского ущелья. Это внушало оптимизм в оценке возможности сохранения — консервации и реставрации — комплекса Цмити и создания там архитектурно-этнографического музея. 

В Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО–А неоднократно обращались выходцы из селения и потомки коренных цмитинцев — с просьбами помочь сохранить их малую родину, этот уникальный уголок Осетии, эту жемчужину живописнейшего Куртатинского ущелья, этот феноменальный памятник средневековой истории. 

 

По своей уникальности (месторасположение, площадь и количество сооружений) архитектурный комплекс Цмити можно поставить в один ряд со многими, известными на весь мир объектами культурного наследия, представляющими собой особую историческую, археологическую, архитектурную, научную, этнологическую и антропологическую ценность, которые отнесены к объектам всемирного культурного и природного наследия. 

 

Уже давно 

общественность республики вынашивает идею создания в с. Цмити музея под открытым небом. И есть все предпосылки, чтобы этот уникальный архитектурный комплекс, совместными усилиями органов власти, местного самоуправления, выходцев из Куртатинского ущелья, при поддержке руководства республики, обрел еще одно качество — стал рекреационно-культурной жемчужиной не только Осетии, но и всей великой России. 

 

 

«Северная Осетия» 

www.region15.ru 



 Комментарии к статье (0)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины