Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English





http://allingvo.ru/ АБХАЗИЯ - Apsny.Ru

Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru



Rambler's Top100 Индекс цитирования

Габараев Давид
< назад  Комментарии к статье (1)      Версия для печати

Габараев Давид Петрович  

Заслуженный артист Грузии 

 

Давид Габараев - выдающийся мастер Юго - Осетинской сцены. На протяжении 36 лет он несет свое искусство народу и сегодня является одним из тех деятелей театрального искусства, без которых народ не может вообразить само искусство театра.  

 
Габараев пришел на Юго - Осетинскую сцену в 1961 году. Актер сыграл множество ролей в различных драматургических жанрах. Но наиболее ярко и самобытно его талант проявился в жанре комедии. Многие комедийные постановки с его учителем стали классикой осетинского театра. Их знает и любит не одно поколение зрителей  

Свою сценическую жизнь Габараев начал с участия в водевиле "Муж моей жены" Г.Хетагурова, исполнив в нем роль Кариуа. Образ сбившегося с пути Кариуа был создан актером с удивительным пониманием природы этого простого грубоватого шофера - хвастуна. Кариу Габараева играет роль человека "знающего жизнь". Игра в игре давала актеру широкую возможность для гиперболы, бурлеска в обрисовке характера героя, а понимание природы таких простых шоферов как Кариу позволяла Габараеву использовать веселые импровизации - шутки, обогатившие жанр сценического водевиля. 

Дальнейшее освоение особенностей водевильного жанра было продолжено актером в музыкальной комедии "Сперва скончались, потом повенчались" грузинских драматургов Г.Таборидзе и Т.Кахгатишвили. В этом спектакле Габараев играет роль старика Осеппа. В работе над этим образом еще больше обозначились такие особенности его комедийного дарования как склонность к гиперболе и заразительное комедийное начало. Тождественный образам комедии дель арте, образ Осеепа не требовал достоверной психологической обрисовки характера - важно было создать тип своенравного и сварливого старика купца и Габараев создал такой тип - через яркую внешнюю характерность, нажимы, бурлеск. 

Роль Осеппа по своей сути близкая образам комедии дель арте и фарсовым персонажам стала для артиста ступенькой к созданию собственно фарсовых характеров в более сложных видах комедийного жанра. 

Роль Сганареля в классической комедии "Лекарь по неволе" Мольера - одна из самых интересных в творчестве Габараева. В спектакле целиком замкнутом на свою эпоху, тему и эстетику актеру удалось провести яркую живую смеховую линию, близкую и понятную осетинскому зрителю. Человек из народа, играющий создающий смешное, выделывающий самые невероятные вещи и дурачащий богатых буржуа, Сганарель Габараева был олицетворением вечно живого народного комедийного типа, понятного зрителям всех времен и народов. 

Фарсовый характер творчества Габараева,его способность создавать яркие народные и социальные типы подтвердила роль Хамыцо в сатирической комедии «Шахматы» современного осетинского драматурга В.Ванеева. Сатирическая комедия «Шахматы» - современный фарс в образах социальной типизации, показывающий пороки совре менного общества. Хамыцо Давида Габараева - образ преувеличенно гротескный. В этом персонаже сконцентрированы и обострены все отрицательные черты человека, движимого единой страстью - страстью наживы. Хамыцо не конкретный психологический образ - это социаль ный тип, человек-символ. Разоблачить его, выставить в самом не приглядном виде - вот задача театра. И Д.Габараев разоблачает его 

в традициях фарса - мощно, ярко, неприкрыто, гротесково. Человек из народа, живущий в народе современный народный герой "худаг лаг" Давид Габараев дает карьеристу и стяжателю Хамыцо те характеристики, которыми наделил его народ. Он смотрит на своего персонажа глазами народа и этот момент делает образ глубоко реалистичным, трагифарсовым. 

Связью с народом, его представлениями о добре и зле, о смехе и комическом обусловлено все творчество Давида Габареева. Давид Габараев - создатель феномена современного народного героя - "худаг лага" - в жизни и на сцене. Худаг лаг - воплощение народной смеховой, карнавальной стихии - современный скоморох-шутник. Опыт настоящего "худаг лага", человека, живущего в народе, веселящего, смешащего народ постоянно присутствует во всех образах, создаваемых актером, к какой бы эпохе они не принадлежали и при дает им своеобразие народного типа. 

Живая связь с народной смеховой культурой окрашивает все творчество Габараева и заставляет говорить об этом Мастере сцены как об уникальном явлении в осетинском театре, продолжатель традиций народно-ярмарочных представлений. 

От традиций народных ярмарочных представлений Габараев берет метод работы над образом - яркий, динамичный, импровизаци онный, зрелищный показ. Виртуозно владея техникой представления, Давид Габараев, подобно актерам древнего площадного театра прежде всего представляет, демонстрирует, показывает, а не перевоплощается. Метод показа, представления блестяще использован актером во всех видах комедийного жанра - водевиле, лирической, бытовой, сатирической комедии, фарсе. В рамках этого метода Габараев создает глубоко народные и социальные типы, поднимается до такой сложной комедийной высоты как гротеск, 

Давид Габараев - единственный актер Юго-Осетинскиго театра, который снимается в кино. В кино Габараев пришел в 1971 году, уже имея за плечами десятилетний опыт работы в театре. Первую свою роль, Абрека Царая, он сыграл в фильме Санишвили "Чермен". С тех пор артист снялся в десяти художественных фильмах. Наиболее известные его работы в кино: атаман абреков Азамат в дилогии Р.Гаспарянца "По следам Карабаира", "Кольцо старого шейха", главарь уголовников Шерхан в фильме "Курьер на восток"М.Джусойты, "Фарн". В ролях, сыгранных в кино, так же, как и в своих театральных работах Габараев воплощает не столько индивидуальное психологическое начало, сколько создает тип. Но, если в театре, этот тип "пропущен" через опыт "худаг лага" и народно-комедийное содержание "худаг лага", то в кино это тип злодея. Работая над образами своих киногероев Габараев использует тот же метод представления, яркого, зрелищного показа. Он "делает" свои кинороли прежде всего через внешнюю характерность, через представление типовых характеристик героя - злодейский смех, преувеличенно злодейские мимика, пластика, интонации. Гиперболизованные, яркие, без полутонов образы злодеев Габараева непосредственно связаны с народными представ лениями о злодеях, разбойниках.  

 

 

На снимке: Давид Габараев и Людмила Галаванова  

 

В своих известных трудах по теории театра "Работа актера над собой", "Моя жизнь в искусстве" выдающийся актер и режиссер, реформатор русского театрального искусства К.С.Станиславский говорит о двух сценических направлениях - школе переживания и школе представления. По мысли Станиславского характер сценического героя следует создавать только в глубокой правдивой психологической развернутости, иначе - по требованиям школы переживания. Полярная ей школа представления понималась классиком как чрезвычайно вредная и ненатуральная. После Станиславского такой взгляд на школу представления распространился во всем театральном искусстве и закрепился в нем на долгие десятилетия. Как ни покажется такое утверждение странным, но сценическое искусство Давида Габараева являет собой лучший образец школы представления, если снять с нее не всегда заслуженный упрек, некогда предъявлявшийся ей великим реформатором. По мнению Станиславского искусство представления излишне стремится к сценическому нажиму, особой театральности, прекрасной «своей отвлеченностью». Искусство актерской школы представления, считал Станиславский, лишено подлинности переживания и являет собой имитацию раз навсегда отработанной формы. Называя отрицательные, Станиславский не отказывает свойственным этой школе положительным особенностям - приподнятой театральности, мощному игровому началу, именно в комедии. Этими особенностями, замеченными Станиславским, и характеризуется творческая индивидуальность Габараева. Его исполнительская манера подпитывается всегда свойственным ему стихийным игровым началом, могущим от мягкой комедийности восходить к острой фарсовости и сочному бурлеску. Образы, созданные Габараевым в театре звучат через маску "худаг лага" - человека смешащего. Образы, созданные им в кино - через маску "злодея". Характерная особенность образов, созданных актером, заключается в том, что они есть все же не психологические характеры, а типы, выражающие народные представления, представляющие собой некие архетипы народного сознания. 

Этим и объясняется комедийный феномен неповторимой актерской индивидуальности Давида Габараева - редчайшего мастера Юго-Осетинской сцены. 

 

Эллина Бестаева  

 

Текстовой материал прислан на сайт Дзутцевым Тамерланом,  

фотографии - Ревмирой Алборовой  

 

 

 

 

 



 Комментарии к статье (1)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины