Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English



Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru





Rambler's Top100 Индекс цитирования

Гогичев Исак
< назад  Комментарии к статье (2)      Версия для печати

Гогичев Исак Владимирович  

 

Заслуженный артист России, народный артист Северной Осетии и Республики Абхазия, лауреат Государственной премии РСФСР им. К. Станиславского, актер осетинского театра и кино. 

 

 

 
Исак Владимирович Гогичев родился 15 марта 1930 года. Он был из тех, о ком говорят: актер от Бога. Богато одаренный музыкально, обладавший удивительно красивым голосом, он начинал свой профессиональный путь артиста солистом Юго-Осетинского государственного ансамбля песни и танца. Потом была учеба во МХАТе, в школе-студии им. Немировича-Данченко, где учителями талантливого парня из Осетии стали народный артист СССР, профессор В. Топорков и известный артист МХАТа В. Марков. А в 1963 году Исак Гогичев пришел работать в Северо-Осетинский музыкально-драматический театр.  

Он играл очень разноплановые роли. Сначала в основном – в комедиях, в таких спектаклях, где были музыка, песни, острые характеры. Потом – в драмах. И в конечном итоге пришел к большим, серьезным ролям классического диапазона, к Шекспиру, к Шиллеру… Ему было суждено создать на осетинской сцене целую галерею колоритных, надолго запомнившихся зрителям образов в комедиях и драмах национальных авторов – Г. Хугаева, Д. Туаева, С. Кайтова, В. Гаглоева, В. Гутнова, Д. Темиряева и других. Он блистал – и ничуть не менее ярко – в постановках шедевров русской и мировой драматургической классики, принесших славу Осетинскому театру: тут можно вспомнить, например, и его Флавия («Тимон Афинский» У. Шекспира), и Фальстафа, и Оргона («Тартюф» Ж.-Б. Мольера), и Бубнова («На дне» М. Горького), и Чебутыкина («Три сестры» А. Чехова). …Его не просто любил – боготворил зритель. Его актерский дар был удивительно многокрасочным, а диапазон жанров, в которых отразились разные грани этого дара, – таким же удивительно широким: оперетта, водевиль, высокая комедия, остро накаленная психологическая драма, классическая трагедия. Он оставил по-настоящему яркий след в истории осетинского художественного кино: фильмы с его участием не устает пересматривать уже не одно зрительское поколение – от души смеясь, искренне сопереживая и украдкой смахивая слезу. Он обрел известность и как драматург, чьи пьесы и по сей день не сходят с афиш Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева – театра, с которым несколько десятилетий была прочно связана его творческая судьба…  

Много снимался и в национальном кино: «Ах, любовь!», «Сюрприз», «Во всем виновата Залина», «Мужское самолюбие». Его талант «вживаться в образ» завораживал: на сцене, как и в кино, он не играл и даже не жил – горел. Может быть, потому и ушел рано – что не щадил себя и не умел гореть вполнакала… 

Но Исака запомнили не только как большого артиста, очень много сделавшего для культуры и искусства и Южной, и Северной Осетии. Он был еще и человеком, к которому тянулись люди, с которым хотелось общаться и дружить, который был для всех интересен. 

 

Пресс-служба минкульта Северной Осетии 

 

 

 

«На сцене ему было подвластно все»…  

(Из газеты «Северная Осетия» за 15 марта 2005 г.)  

 

…Его не просто любил – боготворил зритель. Его актерский дар был удивительно многокрасочным, а диапазон жанров, в которых отразились разные грани этого дара, – таким же удивительно широким: оперетта, водевиль, высокая комедия, остро накаленная психологическая драма, классическая трагедия. Он оставил по-настоящему яркий след в истории осетинского художественного кино: фильмы с его участием не устает пересматривать уже не одно зрительское поколение – от души смеясь, искренне сопереживая и украдкой смахивая слезу. Он обрел известность и как драматург, чьи пьесы и по сей день не сходят с афиш Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева – театра, с которым несколько десятилетий была прочно связана его творческая судьба… Имя этого замечательного артиста и человека – Исак Гогичев. 

 

Заслуженный артист России, народный артист Северной Осетии и Республики Абхазия, лауреат Государственной премии РСФСР им. К. Станиславского… Все это – тоже о нем. Он был из тех, о ком говорят: актер от Бога. Богато одаренный музыкально, обладавший удивительно красивым голосом, он начинал свой профессиональный путь артиста солистом Юго-Осетинского государственного ансамбля песни и танца. Потом была учеба во МХАТе, в школе-студии им. Немировича-Данченко, где учителями талантливого парня из Осетии стали народный артист СССР, профессор В. Топорков и известный артист МХАТа В. Марков. А в 1963 году Исак Гогичев пришел работать в Северо-Осетинский музыкально-драматический театр. 

Ему было суждено создать на осетинской сцене целую галерею колоритных, надолго запомнившихся зрителям образов в комедиях и драмах национальных авторов – Г. Хугаева, Д. Туаева, С. Кайтова,  

В. Гаглоева, В. Гутнова, Д. Темиряева и других. Он блистал – и ничуть не менее ярко – в постановках шедевров русской и мировой драматургической классики, принесших славу Осетинскому театру: тут можно вспомнить, например, и его Флавия («Тимон Афинский» У. Шекспира), и Фальстафа, и Оргона («Тартюф» Ж.-Б. Мольера), и Бубнова («На дне»  

М. Горького), и Чебутыкина («Три сестры» А. Чехова). Его талант «вживаться в образ» завораживал: на сцене он не играл и даже не жил – горел. Может быть, потому и ушел рано – что не щадил себя и не умел гореть вполнакала…  

Сегодня, в день 75-летия этого большого артиста, во Владикавказе, на фасаде дома на ул. Коцоева, где жил Исак Гогичев, откроется мемориальная доска. Его коллеги и друзья по Осетинскому театру возложат цветы к его могиле на Аллее Славы – а в стенах самого театра состоится вечер, посвященный его памяти. И коллегам, и тем, кто близко знал Исака Гогичева как артиста и человека, тем, кому доводилось в разные годы работать с ним в одном «творческом тандеме», «СО» предоставляет сегодня слово на своих страницах… 

Анатолий ГАЛАОВ, актер и режиссер Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева, народный артист РСО–А, лауреат Госпремии им. К. Л. Хетагурова:  

– Когда сегодня оглядываешься на биографию Исака, то просто поражаешься тому, какой она была интересной и насыщенной. Он был чрезвычайно одаренным человеком – одаренным от природы, от Бога. Обладал замечательным, редким по красоте голосом – сочным таким, металлическим тенором с весьма широким диапазоном.  

Наша республика Исака узнала, приняла и полюбила, в первую очередь, как певца. Его записи, которые начали звучать в первой половине 60-х на Северо-Осетинском радио, просто произвели фурор. Все друг у друга спрашивали: «А кто этот парень с таким необыкновенным голосом?». В Северо-Осетинском музыкально-драматическом театре, в труппу которого он пришел в те годы солистом, его стали занимать в национальных опереттах – и оказалось, что он потрясающий характерный актер. Театральная публика в него влюбилась. И когда произошло разделение театра на музыкальный и драматический, Исак сделал выбор в пользу драматической сцены. 

Он играл очень разноплановые роли. Сперва, в основном – в комедиях, в таких спектаклях, где были музыка, песни, острые характеры. Потом – в драмах. И в конечном итоге пришел к большим, серьезным ролям классического диапазона, к Шекспиру, к Шиллеру… Много снимался и в нашем национальном кино. «Ах, любовь!», «Сюрприз», «Во всем виновата Залина», «Мужское самолюбие» – эти и другие картины, где играл Исак, с удовольствием смотрит уже не одно поколение. Приходилось сниматься вместе с ним в одних фильмах и мне – и он был потрясающим партнером. Актером с большой фантазией, умевшим «лепить» любой образ… 

Довелось мне в разное время ставить в Осетинском театре и три пьесы Исака – пьесу «Ах, уж эта молодежь!», которая очень долго держалась в нашем репертуаре, «Дикарку», выдержавшую 38 аншлагов, и «Башню сирот», посвященную революционным событиям на Северном Кавказе. И я всегда получал колоссальное удовольствие, работая с Исаком Гогичевым – и как с драматургом, и как с актером. Он был на сцене предельно органичен, естественен и очень подробен в поиске красок для создания образа. В нем счастливо сочетались и эксцентрика, и комизм, и драматизм… 

Но Исака запомнили не только как большого артиста, очень много сделавшего для культуры и искусства и Южной, и Северной Осетии. Он был еще и человеком, к которому тянулись люди, с которым хотелось общаться и дружить, который был для всех интересен… К сожалению, он так и не дождался присвоения ему звания народного артиста России, которого был во всех отношениях достоин – вовремя с этим не поторопились, а потом оказалось уже поздно… Такого актера надо было беречь и, наверное, меньше «эксплуатировать» на сцене – ведь он серьезно болел, у него была астма… Но – не уберегли… 

Солтан УЖЕГОВ, директор Республиканской юношеской библиотеки им. Г. Газданова: 

– После Великой Отечественной войны в Северной Осетии остро встал вопрос об открытии музыкального театра. Решался он трудно, хотя и свои творческие силы, которые могли работать в этой сфере, в республике уже были, и наши ведущие композиторы – Х. Плиев,  

Д. Хаханов, И. Габараев и другие – уже пробовали себя в создании опер и оперетт на основе осетинских музыкальных традиций. Дело в том, что существовало положение, по которому открывать музыкальные театры можно было только в тех городах страны, где проживало не менее 600 тысяч человек… Очень много сделал для решения этого вопроса в конце 60-х – начале 70-х годов тогдашний глава республики Билар Емазаевич Кабалоев. Не раз, в связи с этим, приходилось по его поручению ездить в Москву и мне – тогда в качестве министра культуры. 

А пока своего такого «храма муз» в столице республики не было, музыкальные спектакли ставились на сцене Северо-Осетинского музыкально-драматического театра. В который и был приглашен на работу молодой артист из Южной Осетии Исак Гогичев – обладатель очень красивого голоса. Среди активных инициаторов этого приглашения были, кстати, такие известные в сфере культуры республики люди, как Зарифа Бритаева и Аза Хадарцева. 

Исаку Гогичеву было суждено внести очень яркий вклад в осетинское национальное искусство – не только как певцу, но, и позднее, как драматическому актеру высочайшего класса и одаренному драматургу. Он стал любимцем зрителей. Обладая редким сценическим обаянием, создал целый ряд замечательных образов и в спектаклях по русской и мировой классике, и в пьесах наших национальных авторов. И особенно, пожалуй, неподражаемым он был в пьесах Геора Хугаева, еще одного нашего корифея, с которым недавно простилась республика… А как он блистал в одном из труднейших для актера-мужчины амплуа – в женских ролях! Хотя такое перевоплощение требует исключительного таланта и мастерства… Не одно поколение зрителей Осетинского театра восхищалось тем, как играла роль Мысырхан в комедии Давида Туаева «Желание Паша» наша замечательная актриса Варвара Каргинова. Казалось, что создать на сцене что-то равное этому успеху просто невозможно. Но Исаку Гогичеву это удалось, хотя он очень волновался и переживал, когда ему предложили эту роль: «Мысырхан! Да еще после Вари!». К сожалению, она стала одной из его последних актерских работ… 

Я убежден, что имя Исака Гогичева останется в благодарной памяти зрителей, всего осетинского народа на долгие годы. И очень хочется, чтобы оно стало примером истового, высокого служения Искусству для нашей творческой молодежи. 

Роза БЕКОЕВА, главный режиссер Дигорского государственного драматического театра, заслуженный деятель искусств РСО–А, лауреат Госпремии им. К. Л. Хетагурова: 

– Исак был, на мой взгляд, одним из тех редких актеров, которым в искусстве подвластно абсолютно все. Я иногда сравниваю его с Евгением Леоновым. Но Леонов был, в первую очередь, драматическим актером, актером высокой комедии и высокой трагедии. Исак, кроме этого, мог много еще чего другого… 

Северная Осетия узнала его сначала как блистательного вокалиста. В те годы, в первой половине 60-х, в республике почти не было такого окна, из которого бы не лилась в субботу и воскресенье по радио в его исполнении знаменитая песня «О, эти черные глаза» на музыку Феликса Алборова… А на сцене это был актер, который мог выразить тончайшие оттенки человеческих чувств, не произнеся по ходу эпизода ни единого слова. Высокий дар, которым наделены немногие… 

Для меня Исак Гогичев навсегда остался Человеком с большой буквы, Художником с большой буквы, Артистом – с самой большой, заглавной буквы. И, мне кажется, по-настоящему символично, что 15 марта – день его рождения – совпадает с днем рождения другого нашего замечательного Артиста и Мастера – Бибо Ватаева. Это были два равновеликих по таланту человека. Люди, с которыми театральное искусство Осетии простилось в разные годы – но имена которых одинаково дороги осетинскому зрителю… 

Записала Е. КОВАЛЕНКО.  

 

Песня "О, Уыцы дыууа сау цасты" в исполнении Исака Гогичева.  

Запись в формате МР3 

 

 

 

 

 

 

 

 



 Комментарии к статье (2)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины