Цаликов Ахмет Темболатович
(1882-1928)
Основоположник теории мусульманского социализма.
Из семьи осетина-мусульманина. В 1899 поступил на юридический факультет Московского университета; участвовал в студенческом движении, в декабре 1905 – в революционных событиях во Владикавказе. Член РСДРП, меньшевик. Подвергался арестам. После поражения Революции 1905 – 07 выступал во Владикавказе за созыв беспартийного рабочего съезда и создание широкой классово-политической организации пролетариата накануне 5-го (Лондонского) съезда РСДРП (1907), за что подвергся критике со стороны В.И.Ленина (см.: ПСС, т. 15, с. 181, 182, 184). Сотрудничал в меньшевистских изданиях "Наше Дело" (1906), "Возрождение" (1908 – 09) и других. Координировал деятельность Терско-Дагестанского и Северо-Кавказского союзов РСДРП, Владикавказского, Кубанского и Армавирского комитетов РСДРП. Пропагандировал идеи национального возрождения мусульман. Накануне первой мировой войны возглавил мусульманское движение на Тереке.
Автор книг; издатель московской газеты "Суз" ("Слово") (декабрь 1915 – сентябрь 1916). Член бюро при мусульманской фракции 4-й Государственной Думы. Накануне Февральской революции 1917 помощник присяжного поверенного в Петрограде.
После Февральской революции 1917 член Петроградского Совета РСД. Председатель Временного Центрального бюро российских мусульман, созданного 15 марта по инициативе мусульманских депутатов 4-й Государственной Думы для подготовки и проведения Всероссийского съезда мусульман;
Когда в Уфе начало работу Национальное собрание мусульман Внутренней России и Сибири (Милли меджлис) (20 ноября 1917 – 11 января 1918), Цаликов направил меджлису (парламенту) телеграмму с призывом установить контакты с центральным Советским правительством. 1 декабря 1917 был приглашён в Смольный к И.В.Сталину, во время разговора о взаимоотношениях между Советской властью и мусульманскими организациями страны Цаликов заявил, что отношение мусульман России к большевистскому правительству выражено в его "Открытом письме" (в котором отрицались роль и значение Октябрьской революции) в адрес СНК (письмо было опубликовано в ряде татарских газет) и что со стороны мусульман "такое одностороннее правительство" не будет признано (см.: Мухарямов М.К., Великий Октябрь и некоторые вопросы формирования татарской социалистической нации, Казань, 1989, с. 8 – 9). На заседании меджлиса было отклонено предложение наркома по делам национальностей Сталина к Милли Шуро об организации Мусульманского комиссариата при Наркомнаце РСФСР и приглашении Цаликова (с которым Сталин был знаком по социал-демократической организации в Грузии) в качестве комиссара, при условии объединения Милли Шуро с Мусульманским комиссариатом при Наркомнаце.
Выступая 5 января 1918 на заседании Учредительного Собрания от имени мусульманской социалистической фракции, Цаликов огласил декларацию, в которой отмечалось, что Советская власть, "принявшая энергичные меры к ликвидации войны и коренному переустройству страны на основах приближения к социалистическому строю, оказалась несостоятельной перед лицом тех колоссальных задач, которые были поставлены перед ней объективным ходом событий. С особой ясностью несостоятельность новой власти сказалась в области социального творчества и переустройства России на началах подлинного признания за всеми населяющими её народами права на территориальное и национально-культурное самоопределение"; СНК "оказался бессильным обеспечить народам России свободное развитие и осуществление ими всей полноты национального творчества. Мало того, политика эта в ряде случаев становилась в решительное противоречие с лозунгами великой российской революции и несла народам России... меч гражданской войны, зарево пожаров и потоки крови". Декларация требовала: немедленно провозгласить права человека и немедленно претворить их в жизнь в Российской Республике, провести глубокие социально-экономические преобразования с учётом национально-экономических, бытовых, этнографических и религиозных особенностей, "с особой силой сказывающихся... в местностях с преобладающим мусульманским населением", уничтожить частную собственность на землю, передать её без выкупа в руки всех трудящихся; ввести контроль над производством при участии трудящихся и органов государственного управления; не декларативно, а на деле признать Россию Федеративной Республикой уже образованных, а также образующихся вновь штатов, таких, как "Поволжье", "Южный Урал", "Туркестанский" и других, атакже права всех народов России на формирование национальных воинских частей; признать всю полноту власти за Учредительным Собранием (см.: "Учредительное Собрание", с. 57 – 59).
После того как Милли Шуро был распущен по декрету Наркомнаца РСФСР от 22 мая 1918, Цаликов летом прибыл в Осетию. На 4-м Съезде народов Терека во Владикавказе (июль – август) избран членом осетинской фракции Терского Народного Совета. В 1918 возглавил меджлис горских народов Кавказа в Тифлисе. В 1919 член делегации этого меджлиса, направленной из Тифлиса в Дагестан для руководства восстанием горцев против армии генерала А.И.Деникина. Член Совета Обороны Дагестана (создан в октябре) для борьбы с Деникиным.
После победы Советской власти в Грузии (февраль 1921) эмигрировал.
---------------------------------------------------------------------------------------------
В 1924 году Ахмет Цаликов, известный в России и за рубежом
публицист, стал издавать в Праге журнал «Кавказский горец»
/1924 - 1925 гг./. Вышли три номера. Вокруг редакции сплотилась
молодежь Северного Кавказа. Был создан «Союз горцев Кавказа» и
выработан Устав «Общества кавказоведения при Институте изучения
России» /автор - А. Цаликов), а также “Устав горцев Кавказа в
Чехославацкой республике” /автор - Тамбий Елекоти/.
Журнал Цаликова ставил своей задачей объединить
разрозненные группы горской интеллигенции. В «Кавказском горце»
публиковались С. Туганов, К. Бесолов и др. Сам А. Цаликов
выступал под псевдонимами, которыми пользовался, еще, будучи
зав. редакциями газеты «Майкопская жизнь» /1911г./ и журнала
"Живое слово" /Москва. 1912 -1914гг./ Это «Куртатаг», «Ах.
Цаликов», «Ахмед», «А.Ц.» и др. В это время А. Цаликов закончил
работу над двухтомной монографией «Горская республика - физико-
географические, статистико-лингвистические, экономические
очерки». Судьба этого труда неизвестна. Гаппо Баев был занят
разработкой монографии «об ученом Шегрене». Бек-Мурза Бигаев
закончил исследование «Россия и горцы Кавказа». Студент 4-го
курса естественного факультета Пражского Карловицкого
университета Эльмурза Бекович-Черкасский работал над фауной и
флорой Кавказа.
В круг «Кавказского горца» вошли и студенты различных
высших учебных заведений Германии. Это осетины М. Абациев
/юрист/, К. Гульдити /кооператор/, Дж. Кануков /агроном/, Б.
Саламов /железнодорожник/, адыги Б. Гамид, Б. Бейбулат
/агрономы/, К. Крым-Гери /электромеханик/, аварец А. Наби
/электромеханик/ и татарин А. Мустафин /химик/.
Издание Цаликова («Кавказский горец») оказало сильное
влияние на студенческую молодежь. Э. Бекович-Черкасский вскоре
стал выпускать журнал «Горцы Кавказа» в Париже и Варшаве
одновременно. Вышло 62 номера. Моздокский осетин Б. Байтуган
стал редактором журнала «Северный Кавказ», выходившего в Варшаве
(1934-1939гг.). Наиболее активными сотрудниками журнала были А.
Кундух, Б. Байтуган и Г. Баев. По вопросам современного
осетинского языкознания, а также проблем изучения нартского
эпоса примечательны статьи А. Кундуха / «Была ли у иронов
письменность?» (1934. № 8.С.22-24), «Термин «къух» в языке
иронов (осетин)» (1935.№ 11.12.С.30-33); «Характер архаизмов
иронского языка» (1937.№ 44.С.24-29).
В.Д. ТАКАЗОВ,
доктор филологических наук