Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English





http://allingvo.ru/ АБХАЗИЯ - Apsny.Ru

Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru



Rambler's Top100 Индекс цитирования

Тхапсаев Владимир
< назад  Комментарии к статье (0)      Версия для печати

Тхапсаев Владимир Васильевич  

(2.7.1910 - 8.10.1981) 

Народный артист СССР, выдающийся советский осетинский актер театра и кино. 

 

 

 

Родился в городе Ардон, Северной Осетии. С 1933 учился в студии при русском театре в г. Орджоникидзе. С 1935 в Северо-Осетинском драматическом театре (Орджоникидзе). Центральная тема творчества Тхапсаева - утверждение героического начала жизни. Активная страстная манера исполнения сочетается у актёра с особым целомудрием. Среди лучших ролей: Сармат ("Сармат и его сыновья "Саламова), Дзамболат ("Чёрный туман" Джимиева), Городничий ("Ревизор" Гоголя), Егор Булычев ("Егор Булычев и другие" Горького), генерал Муравьев ("Победители" Чирскова), Лир и Макбет ("Отелло", "Король Лир", "Макбет" Шекспира), Маттиас Клаузен ("Перед заходом солнца" Гаунтмана). Владимир Тхапсаев по праву считался одним из лучших исполнителей роли Отелло. Он также сыграл много ролей в известных советских кинофильмах.  

 

 

«Отелло» – первый шекспировский спектакль нашего национального театра – шел на сцене почти сорок лет. Он стал легендой театра. Было несколько редакций этой постановки. В 1940 году его поставил режиссер В. Фотиев; в 1951 году – З. Бритаева. Семь Дездемон выходило на осетинскую сцену; четыре Яго, не говоря уже об исполнителях других ролей. Неизменным оставался Отелло – Владимир Тхапсаев. Именно в нем заключался секрет долгой жизни спектакля и его притягательная сила. Надо отметить, что с неменьшим успехом Тхапсаев исполнял эту премьерную роль по приглашению знаменитого режиссера Ю. Завадского в театре «Моссовета», а также в других театрах России и в Монголии. 

 

 

 

Слава об Отелло -Тхапсаева давно перешагнула пределы страны. Шекспировский мемориальный театр в Англии настойчиво приглашал его на гастроли. Отчего поездка так и не состоялась, неизвестно. В 1955 году Сергей Юткевич, готовясь к съемкам фильма, пригласил на пробы вместе с С.Бондарчуком и Тхапсаева. Но тот отказался: 

В.Тхапсаев избирался депутат Верховного Совета СССР 6-го и 9-го созывов.  

Ему присуждена Республиканская премия им. К. Хетагурова (1965), Государственная премия РСФСР им.К. С. Станиславского (1968). Он был награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также многими медалями. 

Сегодня его имя несет Северо-Осетинский государственный акдемический театр служению которому он посвятил всю свою жизнь. 

 

 

Дополнительные материалы:  

 

Осетинский Отелло, покоривший мир…  

Сегодня Владимиру Тхапсаеву исполнилось бы 95  

(Северная Осетия. Июль 2005 г.)  

…У каждого великого мастера сцены по-своему начинается дорога в Искусство – щедро устеленная не только лаврами триумфов и розами зрительского поклонения и любви, но и терниями непрекращающейся, подчас мучительной, доходящей до самоотречения работы над собой и напряженного творческого поиска. Двенадцатилетний парнишка-сирота из Ардона Володя (Бало) Тхапсаев, и не ведавший тогда, что впереди ему уготована высокая судьба стать корифеем и легендой осетинского театрального искусства, «заболел» театром после того, как увидел однажды на любительской сельской сцене постановку пьесы Елбыздыко Бритаева «Две сестры». «Заболел» неизлечимо и истово… 

Иногда казалось: жизненная тропа уводит его далеко в сторону от заветной мечты – посвятить себя профессии актера. Чернорабочий, шахтер Садонских рудников, строитель Гизельдонской гидроэлектростанции, студент Краснодарского дорожно-строительного техникума – все это тоже вехи биографии молодого Владимира Тхапсаева. Но огонек этой мечты упрямо продолжал гореть в его душе… Юноша играл в любительских спектаклях, а когда в 1930 году уехал по комсомольской путевке на дальневосточные стройки, на Сахалин, то организовал там из числа таких же увлеченных театром молодых земляков осетинский драмкружок. Вернувшись на родину, в Северную Осетию, стал одним из активистов действовавшего тогда в республике молодежного агитационного Театра малых форм – легендарного Темафа. И, наконец, в 1935 году Владимира Тхапсаева условно зачисляют во вспомогательный состав труппы только-только созданного во Владикавказе Осетинского театра – куда он был принят одновременно еще и рабочим сцены.  

Первой его ролью стала роль Бартолена в старинном французском фарсе «Адвокат Патлен», которую застенчивый, незаметный и скромный ардонский парнишка получил, в общем-то, случайно: срочно потребовалось кем-то заменить заболевшего исполнителя. Так к нему пришел, вместе с этим дебютом-экспромтом, и первый успех… А потом были еще десятки и сотни ролей – драматических, трагедийных, комедийных. Ролей, сыгранных в пьесах национальных осетинских авторов, классиков русской и советской драматургии и титанов драматургии мировой.  

Ученик вырос в Мастера – мощь таланта которого потрясала, обжигала, переворачивала душу. И приводила в восхищение и неподдельное изумление маститых столичных и зарубежных критиков: откуда в этом большом Актере из маленькой Осетии такой дар, такое самозабвенное творческое горение, позволившее ему встать наравне с самыми выдающимися мировыми исполнителями великих шекспировских ролей? Отелло Тхапсаева ошеломил всю страну. А созданные им образы Короля Лира и Макбета вошли в сокровищницу осетинского театрального искусства. Сам же он признавался: «Шекспир для меня – это вечные поиски, труд и счастье познания»… 

Сегодня, 15 июля, народному артисту СССР Владимиру Тхапсаеву исполнилось бы 95 лет. В Республиканском театральном музее в этот день состоится открытие выставки, посвященной жизни и творчеству Мастера. А в Северо-Осетинском государственном академическом театре, служению которому он отдал всю свою жизнь и который носит теперь его имя, приуроченные к этой юбилейной дате торжества решено провести осенью, в новом театральном сезоне. 

 

 

 

– На сцене отец не играл – жил. Отдавал ей всего себя, без остатка. Мне выпало счастье быть его партнершей не в одном спектакле, но о двух наших с ним совместных работах я сегодня вспоминаю с совсем особым чувством – это «Отелло», где я играла Эмилию, и «Ревизор», где папе досталась роль Городничего, а мне – супруги Городничего, Анны Андреевны, – рассказывает дочь Мастера, народная артистка Северной Осетии Заира Владимировна Тхапсаева. – Как отец вел роль, какой от него во время спектакля исходил потрясающий магнетизм – этого не передать словами… В «Отелло» мне, помню, даже делалось страшно, когда он, по ходу действия, впивался глазами мне в глаза – это был настоящий взгляд венецианского мавра, полностью подчинявший себе чужую волю. А как радовался папа, получив роль Городничего, с каким удовольствием работал над ней! Несмотря на утвердившееся за ним амплуа трагика, он всегда хотел играть в комедиях, но режиссеры его такими возможностями «баловали» очень редко. И он, что называется, в этой роли «развернулся»: такие искрометные краски для нее нашел, что, на мой взгляд, она стала одной из вершин его творчества. Ничуть не менее высокой, чем роль Отелло или другие его «шекспировские» роли.  

Как партнер, папа был всегда очень требовательным. Он не терпел на сцене работы «спустя рукава», фальши, небрежности. Не дай Бог, забудешь по ходу действия одно слово из текста – такой потом он тебе устроит разнос... Но беспощаднее всего эта требовательность у него была к самому себе. Иногда встанешь ночью, проходишь мимо его комнаты – а из-за двери слышно, как он репетирует… Сегодня, к сожалению, редко можно встретить в актере такую же самоотдачу, граничащую с самоотречением... 

На сцене отец был гигантом. А в жизни – очень простым, добрым, хорошим человеком. У нас с ним всегда были очень открытые и доверительные отношения… Для нынешнего поколения зрителей он – легенда, недосягаемая величина, титан. А мне, его дочери, сегодня так мучительно не хватает его доброго взгляда, его улыбки, щедрого тепла его сердца… 

 

Е. КОВАЛЕНКО.  

 

 
На снимке: сцена из спектакля "Сармат и его сыновья" Н.Саламова. Сармат - В.Тхапсаев. 1967 г.



 Комментарии к статье (0)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины