Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English





http://allingvo.ru/ АБХАЗИЯ - Apsny.Ru

Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru



Rambler's Top100 Индекс цитирования

Хаханов Дудар
< назад  Комментарии к статье (3)      Версия для печати

Хаханов Дудар Соломонович  

(4.07.1921 - 26. 12.1995)  

 

Композитор, музыковед, музыкально-общественный деятель/ 

Заслуженный деятель искусств России, Северной Осетии и Грузии, кандидат искусствоведения, лауреат премии им. Коста Хетагурова.  

 

Родился в Цхинвали, Южной Осетии. 

В 1937—40 — артист оркестра Юго-Осетинского государственного драматического театра им. К. Хетагурова.  

1940—42 — студент Тбилисской государственной консерватории им. В. Сараджишвили по классу скрипки проф. О. Ледника.  

1942—47 — зав. музыкальной частью Юго-Осетинского драматического те¬атра, преподаватель детской музыкальной школы.  

1942—47 учился, окончил теоретико-композиторский факультет Тбилисской консерватории по классу композиции проф. И.И. Туския.  

1952—54 — художественный руководитель Северо-Осетинского государственного ансамбля песни и танца.  

1954—57— художественный руководитель Государственного ансамбля песни и танца Южной Осетии.  

1955—58 — преподаватель теоретических дисциплин 2-го музыкального училища в Тбилиси. 1958—61 — аспирант Тбилисской консерватории.  

1961—64 — художественный руководитель Ансамбля песни и танца Южной Осетии.  

1964—65 — художественный руководитель Севере—Осетинской государственной филармонии.  

1961—68 — председатель правления Союза композиторов Северной Осетии.  

В 1975—87 — старший научный сотрудник Северо-Осетинского научно-исследовательского института истории, филологии, экономики.  

1986—88 — художественный руководитель Ансамбля песни и танца «Симд». Выступал как симфонический дирижер с исполнением своих сочинений. 

 

В 1954—57 избирался депутатом Цхинвальского горсовета. Неоднократно избирался членом Ревизионных комиссий Союзов композиторов РСФСР и СССР. Член Союза композиторов с 1953 года. Заслуженный деятель искусств ГССР (1957), СОАССР (1960), РСФСР (1974). Лауреат премии имени К. Хетагурова (1969, за Вторую симфонию). Кандидат искусствоведения (1973). 

Награжден медалями «За оборону Кавказа в Великой Отечественной войне 1941—1945», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945». 

Талантливый композитор Дудар Хаханов оказал большое влияние на развитие национальной осетинской культуры. Его творческое наследие охватывает все музыкальные жанры — от инструментальной пьесы до симфонии и концерта, от песни до оперы и оратории, от музыки к драматическому спектаклю до оперетты и балета. Что бы ни писал композитор — задушевную песню «Девушке» на слова Г. Дзугаева (ставшую настоящим шлягером) или великолепную хоровую шутку «Чепена», монументальную Шестую симфонию или оркестровую миниатюру «Праздник труда», лирический Скрипичный концерт или детскую кантату «Цвети и здравствуй, Иристон!», — везде он проявил себя как мастер, профессионал, яркий художник-оптимист. 

Дудару Хаханову принадлежит честь создания первой осетинской оперетты «Ханзериффа» (ноты которой, к сожалению, были утеряны после постановки в 1948 году в Юго-Осетинском драматическом театре), первых осетинских балетов «Ацамаз и Агунда», «Хетаг», таких оригинальных оркестровых опусов, как Концерт для осетинской гармоники с оркестром, Концерт для голоса с оркестром, Симфония-концерт № 10 для фортепиано и симфонического оркестра. 

Делом всей жизни Дудара Хаханова было изучение и творческое осмысление музыкального фольклора. Например, написанные композитором хоры «Дади», «Фыййауы зараег», «Чепена», «Круговой», «АЕнае хай» являются одними из наиболее удачных профессиональных аранжировок осетинских народных песен. Плодотворной была деятельность Д. Хаханова в качестве художественного руководителя Северо-Осетинского и Юго-Осетинского ансамблей песни и танца. Для них музыкант писал аранжировки улучшал и расширял репертуар, добивался исполнительского совершенства. О том, что поставленные художественным руководителем задачи решались успешно, говорит, например, факт триумфальных гатролей Юго-Осетинского ансамбля песни и танца в Тбилиси в 1957 году во время Декады осетинской искусства и литературы. Обозреватель «Советской культуры» назвал тогда ансамбль, руководимый Дуда ром Хахановым, одним из лучших в стране национальных коллективов. 

Осетинский музыкальный фольклор был темой научных изысканий композитора, его кандидатской диссертации, нескольких статей и исследований. 

Об исторически переломных событиях в жизнь страны и народа размышляет композитор во Второй симфонии «В. И. Ленин», в Четвертой, посвященной Октябрю, в Седьмой, написанной под впечатлением, посещения мемориального музея жертв фашизма «Саласпилс». Четырехчастная эпическая Шестая симфония, в партитуру которой автор ввел меццо-сопрано посвящена современнику. Различные художественные замыслы симфоний основываются, однако, на сходных композиционных и драматургических принципах контраста и взаимодействия главенствующих образов блоков. Философски емкие образы движения и покоя агрессии и безмятежности, вечности и быстротекущего времени музыка реализует в эпизодах, сохранивших жанровые приметы хорала и колокольных звучаний, пляса и песни, шествия и детской прибаутки. 

В симфониях Хаханов предстает как мастер оркестрового письма, уверенно владеющий живописно тембровой инструментальной палитрой. Традиционному конфликтному противопоставлению основных тем -образов и тематическому развитию композитор предпочитает внезапную смену образов эпизодов, их «кинематографическую» монтировку, длительные нарастания, крещендирующие остинатные нагнетания. Его привлекают яркие, сочные краски, плотная фактура, современные приемы изложения и развития материала. 

Д. Хаханов много экспериментировал, искал и находил свои подходы к проблеме синтеза элементов национально-традиционного и профессионального западноевропейского музыкального языка. Одной из удач на этом пути стал Концерт для осетинской гармоники с оркестром. Со дня премьеры поныне Концерт является одним из наиболее популярных произведений композитора. Написанный для талантливого гармониста Б. Газданова, Концерт отличается виртуозностью партии гармоники, масштабностью, симфоническим размахом, философской глубиной. В произведении почти нет прямых фольклорных цитат, но национально-жанровая природа основных тем вполне очевидна. Чертами осетинских танцев — торжественного симда и жизнерадостного кругового — наделены энергичная тема главной партии I части и рефрен финала Концерта:  

В лирических эпизодах Концерта царит песенность. Нежная тема побочной партии I части рождает представление о плавной девичьей песне-танце, а тихая, умиротворенная мелодия близка народной колыбельной «Реуа»: 

Балет «Хетаг» посвящен историческому прошлому Осетии. Либретто «балета-легенды», как его назвали либреттист А. Хадарцева и композитор Д. Хаханов, написано по мотивам поэм К. Хетагурова «Хетаг» и «Плачущая скала». Сюжет включает две основные линии — борьбы алан-осетин с татаро-монголами (XIII—XIV вв.) и любви легендарного героя Хетага к красавице Чабахан. Драматургия балета многопланова. Психологические зарисовки и портреты («Монолог Хетага», «Вариации Чабахан», «Адажио Хетага и Чабахан») чередуются с драматическими, действенными эпизодами («Нашествие татаро-монгол», «Бой», «Поединок») и зрелищными, народно-массовыми, дивертисментными сценами («Праздник в доме князя Солтана», «Апофеоз-финал»). 

Контрастное чередование разнохарактерных эпизодов сочетается с композиционной ясностью и простотой, а номерная структура — со сквозным развитием. Так, через весь балет проходит лейттема любви, в мелодическом облике которой обнаруживаются черты сходства с наигрышем танца-приглашения «Алагираг». В числе неоспоримых достоинств балета красочность, особая пластическая выразительность музыкального языка, эмоциональный накал, национальная характерность. Музыка Хаханова была высоко оценена столичной критикой. М. Якубов, в частности, писал в «Советской музыке» «об оригинальности почерка композитора, о его природном ощущении танцевальной стихии», о том, что балетные «симфонические сюиты стоило бы исполнить в Москве и в других наших музыкальных центрах». 

Осетинская легенда о судьбе двух девушек, которые предпочли смерть насилию, легла в основу оперы Д. Хаханова «Ханты цагьд». «Ханты цагьд» (дословно «мелодия ханов») — это старинная инструментальная мелодия танца приглашения, выразительная, неповторимо своеобразная, аристократически сдержанная и, в то же время, эмоционально полнокровная, живая. В опере она символизирует несгибаемую силу любви, являясь лейтмотивом главных героинь — Азау и Кошер. Симфонического размаха и трагедийной силы достигает тема ханты цагъд, лейттема любви, в финале оперы, в оркестровом эпизоде сцены гибели девушек. Вокальные партии Азау, Кошер и их возлюбленных Амзора и Тасолтана по-юношески экспрессивны, мелодика их гибка и напевна, в «эмоционально-сгущенных» моментах насыщена хроматизмами, сопровождается терпкими гармониями. Таковы, например, дуэты Азау и Амзора, Тасолтана и Кошер из 1-й картины I действия, Ария Азау из 2-й картины I действия, Ария Алана и Ариозо Кошер из 1-й картины I действия. 

Трагедия несостоявшейся любви Азау и Амзора, Кошер и Тасолтана оттеняется в опере жанрово-бытовыми и народно-массовыми сценами. 

Во второй картине «контрапунктом» любовному чувству молодых героев звучат светлые, пасторальные хор и танец девушек, веселые, энергичные хор и танец пастухов, в третьей картине — большой оркестрово-хоровой эпизод состязания женихов. В финальной пятой картине народ активно участвует в событиях, осуждая злодея Батако и оплакивая гибель Азау и Кошер. В заключительном хоре народа слышны интонации плача, в партии сопрано горестным стоном звучат элементы лейттемы любви, фразы из предсмертного дуэта девушек. 

«Ханты цагъд» была благосклонно принята осетинским зрителем, а центральная пресса отмечала, что опера «насыщена драматическими, а порой и комическими ситуациями, лирическими переживаниями. Музыка подкупает мелодической щедростью и искренностью. Спектакль слушается с нарастающим интересом от начала и до самого конца» («Советская музыка», 1978, № 7). 

С большим успехом шли на сцене Северо-Осетинского музыкально-драматического театра оперетты Дудара Хаханова. «Вольная борьба», «Хамат и Зарина», «Наши дети и невестки» выдержали несколько десятков представлений, привлекая зрителей-слушателей динамичной, современной музыкой, выразительность и доступность которой определялась органичностью сочетания фольклорных осетинских и эстрадных популярных жанров, ритмов, мелодий. Так, например, жанрово-интонационную основу музыки оперетты «Хамат и Зарина» составляют частушки, песни-пляски, обрядовые напевы, вальс, фокстрот. 

Талант музыканта-драматурга проявил Д. Хаханов и в таком, казалось бы, второстепенном, прикладном жанре, как музыка к спектаклю. Композитор окутывал сценическое действие неповторимой эмоционально-поэтической атмосферой своей музыки. В зависимости от поэтики спектакля и замысла режиссера Д. Хаханов находил нужное стилистическое решение и музыкально-выразительные краски. Шекспировский «Кориолан», например, озвучивался монументальными симфоническими фресками, такими, как «Увертюра», «Бой», «Триумфальное шествие Кая Марция Кориолан», «Пир в доме Авфидия», «Смерть Кориолана». В музыке к пьесам осетинских драматургов композитор нередко использовал мелодии известных осетинских народных песен, служивших зрителю своеобразными семантическими ориентирами. Так, героическая «песня об Антоне» становится косвенной характеристикой героя гражданской войны Хаджи-Мурата Дзарахохова из спектакля « Хаджи-Мурат». «Песня косарей» и «Додой» («Горе») звучат в спектакле «Честь отцов» как символы народных страданий и мужества. «Песня о Ленине» подчеркивает драматургически-смысловую кульминацию спектакля «Дорога жизни». 

В спектаклях «Горянки», «Испанцы», «Хаджи-Мурат», «Баесты фарн» Д. Хаханов выстраивал стилистически точный и эмоционально емкий музыкальный ряд из обычных вставных номеров, какими были, например, два испанских танца, Серенада, две Песни Ноэми в «Испанцах», две песни и танец Хаджи-Мурата в одноименном спектакле, Хонга, Зилга, песня-танец Заза, песни Гиго, Тода и знаменитый симд в «Баесты фарн». Естественно-грациозная, простая и изящная мелодия симда из спектакля «Багеты фарн» стала едва ли не самой популярной из всех песенно-танцевальных мелодий Д. Хаханова: 

Как писал А. Сухарников в монографическом очерке о композиторе, «своим искусством Хаханов всегда утверждает оптимизм, счастье, мир. И даже несмотря на то, что порой в музыку проникают суровые трагические переживания, горе и боль, над этим все равно довлеет свет, радость, полнокровный жизненный тонус. В этом, несомненно, есть связь с национальным мышлением осетинского народа, который, пройдя через многие трагические этапы своей истории, сохранил в душе радостное восприятие жизни. Так выражена связь композитора с народом, так выражается характер народа в его музыке». 

 

СОЧИНЕНИЯ: 

оперы — «Ханты цагъд», в 2-х действиях, либретто С. Кайтукова (1975), «Огни в горах», в 2-х действиях, либретто М. Цагараева и И. Шароева по мотивам повести М. Цагараева «Пастух Черной горы» (1980), «Кавказская горлинка», либретто Д. Темиряева(1985); 

балеты — «Ацамаз и Агунда», одноактный, либретто Д. Туаева по мотивам нартского эпоса (1961), «Хетаг», в 2-х действиях, либретто А. Хадарцевой по мотивам одноименной по¬эмы К. Хетагурова (1963, поставлен в 1979); 

оперетты — «Хандзериффа», в 3-х действиях, либретто М. Шавлохова (1948), «Вольная борьба», в 2-х действиях, либретто Г. Хугаева (1962), «Хамат и Зарина», в 2-х действиях, либретто Н. Кадзовой (1963), «Наши дети и невестки», в 2-х действиях, либретто Н. Арешидзе (1966), «Репейник», в 3-х действиях, либретто С. Хачирова (1967), «Девушка на выданье», либретто Г. Бицоева и К.Ходова(1980); 

вокально-симфонические — кантата для солистов, хора и оркестра «Слава труду» на слова Г. Дзугаева (1954), «Певец народа», оратория для солистов, хора и оркестра народных инструментов на слова Г. Дзугаева (1959), «Торжественная песнь», кантата для солистов, хора и оркестра, слова Г. Плиева 



 Комментарии к статье (3)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины