Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English





http://allingvo.ru/ АБХАЗИЯ - Apsny.Ru

Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru



Rambler's Top100 Индекс цитирования

"Каково будущее ВСО?"
< назад  Комментарии к статье (0)      Версия для печати

 

 

 

В последнее время часто обсуждается вопрос необходимости реформирования ВСО - Высшего Совета Осетин (в простонародье – Стыр Ныхас). Эти разговоры еще более усилились после сложения профессором Б.Басаевым своих полномочий многолетнего председателя этого Совета. И поскольку слово «Ныхас» подразумевает разговор и обмен мнениями, позволю себе ниже высказать своё. 

 

Являюсь номинальным членом этого Совета, избранного на последнем съезде осенью 2014 года, но в работе его не участвую по определенным достаточно объективным причинам, одна из которых моя временная физическкая удаленность от Осетии. Так что в данном случае выражу только свое независимое мнение, мнение одного из сотен тысяч представителей нашего народа. Буду благодарен, если и другие неравнодушные к судьбе Осетии сделают тоже самое.  

 

Что можно сказать? 

Во-первых, если тема обсуждается, значит она наболела, и новое руководство республики поступает совершенно правильно, обратив внимание на эту проблему.  

Во-вторых, не могу согласиться с теми, кто видит причину только в составе Совета и их, якобы, бездействии. С момента возникновения этой общественной организации в нее всегда избирались вполне заслуженные и уважаемые в народе люди. Как правило, они своей предыдущей деятельностью в народном хозяйстве и управлении теми или иными коллективами, снискали это уважение. Я встречался с Б.Басаевым несколько раз, один раз обстоятельно разговаривал, и у меня ни на минуту не возникло чувство недоверия или неуважения. То же самое могу сказать и о других активных членах Стыр Ныхас. Поэтому, думаю, проблема кроется не в личностях, а в самой изначально неправильно заданной направленности этой организации, ее целей и задач. В таком виде, при любом составе Совета он будет только собранием свадебных генералов, без определенных функций и обязанностей. Естественно, у руководства республики видимо возникает желание реформировать ВСО, оживить его работу. Но при этом сразу же встает вопрос: «Как и в каком направлении?» 

 

Несколько месяцев назад при общении с группой осетин в очередной раз возник разговор на эту тему. Мне очень неприятно, когда некоторые молодые, не зная о работе ВСО ничего, не будучи знакомыми с его членами, сразу же бросаются их охаивать и говорить о бесполезности «Стыр Ныхас». Это – обычная и очень распространенная в народе позиция. При этом не забывается и тема сбора пожертвований в Роще Хетага и других святилищах. К сожалению, многие заботящиеся о сохранении Ирон Æгъдау зачастую забывают, что уважение к старшим является одним из основных столпов этого Æгъдау. Помню, я тогда спросил: «А какие реформы в деятельности Стыр Ныхас вы бы хотели видеть? Каких конкретных действий ждете? Чем лично вы можете помочь, и почему свое мнение не доносите до них самих, хотя бы через сайт организации?» После этого разговор замялся.  

 

Так чего же мы все-таки ждем от Стыр Ныхас? По какой причине гора рождает только мышь? Уже много лет сам задаю себе этот вопрос, и за это время определился и с ответом. При этом учитываю и то, чего бы я не хотел. И в первую очередь, не хотел бы видеть эту общественную организацию и совет уважаемых в народе людей в бесправном и бесполезном положении номинальных старших, к мнению которых никто не прислушивается. У ВСО обязательно должен быть какой-то определенный статус (лучше если официальный), какие-то права, возможности и необходимые условия, для того, чтобы выполнять те функции, которые от них ждет осетинский народ. Тогда и спросить на регулярных съездах будет за что и с кого.  

 

Убежден, что подход к реформированию ВСО должен быть простой и велосипед здесь изобретать не нужно – по возможности всегда отталкиваться от Фарна нашего народа и от накапливаемого столетиями опыта в решении общественных проблем через народный Ныхас. В осетинском обществе старшие редко участвовали в конкретной работе, или же ратных делах. Но с ними всегда советовались, и с этим мнением сверяли свои действия. Оно не было строго обязательным к исполнению, скорее рекомендательным, и молодые могли поступить по-своему. Но для этого должна была быть веская причина. Это – основа традиционного Ныхас.  

В этой связи вспоминается случай трехлетней давности, когда ВСО, а также родовой совет наследников Хетага и некоторые другие известные общественные организации обращались в правительство республики с одной конкретной просьбой. Но их всех отфутболили, сказав что по этому вопросу проводился опрос на улицах города, и мнение большинства разошлось с мнением уважаемых старших. То есть, если опрос действительно проводился (что тогда показалось очень сомнительным), точка зрения молодых студентов, которых на проспекте всегда большинство, в данном случае превалировала над мнением старших. Ладно, если бы обращение выносилось на уровень совета министров, комитета парламента или горсовета Владикавказа. Но какой-то молодой чиновник средней руки, решив что он может решать сам, просто перечеркнул просьбу старших из Стыр Ныхас и других организаций.  

Так не должно быть. При таком «статусе» и отношении к мнению старших мы унижаем их самих и обесцениваем всю последующую деятельность. Дальше уже складывается нелестное мнение в самом народе: «Чи сты æмæ сæм чи хъусы?» Ну а старшие из ВСО теряют мотивацию что-то делать. Я далек от мысли, что Стыр Ныхас должен быть выше ветвей государственной власти или указывать им что делать. Но если уважаемые старшие, уполномоченные разговаривать от имени народа, выносят какое-то решение ни один функционер в госструктурах не должен иметь права игнорировать его. Оно должно быть изучено и рассмотрено в определенном порядке уполномоченным коллективным органом или руководством республики в полном соответствии с Ирон Æгъдау. Необходимость для осетина придерживаться этого Æгъдау ни в Конституции, ни в законе, к сожалению, не прописана. И тот министр или чиновник, для которого исполнение таких требований необязательно, имеет право об этом принародно заявить. В этом случае к нему по этим вопросам никто обращаться не будет. 

 

Немаловажно и то, как и из кого должен формироваться Стыр Ныхас. То, что это прерогатива съезда осетинского народа у меня сомнений не вызывает. Но кого должен представлять сам съезд? Как известно, в настоящее время делегатов избирают районные Советы этой организации, как в былые годы на форумы КПСС, и в этом я вижу некоторое отступление от традиций. Наверно было бы правильнее пригласить от одного до трех активистов из каждой осетинской фамилии, которых фамильные советы сами делегируют. Потому что при сложившейся практике, зачастую на съезд попадают такие, которые может как-то участвуют в общественных собраниях, но в своих фамилиях их не знают и знать не хотят. Как в осетинской поговорке: «Йæ хæдзары ныхасы бар кæмæ нæ хауы, уый дæр адæмæн зæндтæ амонын райдайы». Если человек не ходит на фамильные мероприятия, не пользуется уважением родственников, его близко нельзя подпускать к решению общественно-важных вопросов. Уый дæр ирон æгъдау у. Именно фамилии должны быть основными первичными организациями ВСО, а потом уже территориальные группы активистов. 

 

Сам съезд должен проходить не как партконференция, формально и заорганизованно, с созданием и заслушиванием различных комиссий и комитетов, а как настоящий всенародный Ныхас, на котором выносятся важные для этого народа решения. Разговор на этом форуме и оформление документов должны вестись преимущественно на родном языке. Иначе, всемерно ратуя за сохранение и развитие этого языка, мы сами первыми разрушаем под ним фундамент. Основываясь на этом, я обязан был высказать свое мнение тоже на родном языке, как я сделал на съезде. Но в данном случае, при огромном числе в интернете «приглашенных» осетин, не владеющих родным языком, я не хотел бы отсекать их от возможности высказать свое мнение. 

 

В этом плане последний съезд можно считать показательным в качестве того, как не должно быть. Обилие приглашенных, не владеющих осетинским, побудило большинство, в том числе и докладчика, выступать на русском. Очень было неудобно перед нашими братьями и сестрами из Турции за то, что их пригласили на съезд осетинского народа для выслушивания выступлений на незнакомом им языке. «Мах ма ардæм цæй тыххæй æрхуыдтат?» - вопрошали некоторые и были сотни раз правы. Я думаю, что не нужно приглашать на осетинский съезд высокопоставленных государственных, общественных или религиозных деятелей, не владеющих осетинским, чтобы не ставить их в неудобное положение и не создавать неудобств для всех присутствующих. Достаточно пригласить первых руководителей республик, двух-трех министерств от РСО и РЮО, представителей парламентов, а также по одному понимающему осетинский представителю известных религиозных и общественных организаций. Все остальные должны быть делегированы своими фамильными советами и уполномочены принимать решения от их имени.  

Нельзя заблаговременно готовить список штатных выступающих, комплектуя его преимущественно из представителей осетинских диаспор, не дав слова тем, кто хочет что-то сказать или предложить. Для этого и собирается такой большой форум, чтобы обменяться мнением, открыто и прямо высказать свою точку зрения на те или иные проблемы и предложить меры по их решению. Разумеется, это должно делаться взвешенно и кратко в рамках требований Ирон Æгдау, но в пределах временных возможностей съезда.  

Все предложения выступающих, а также тех, кто не смог выступить должны быть рассмотрены на заседании Стыр Ныхас в самые кратчайшие сроки. По возможности, предложения по ключевым вопросам работы ВСО должны быть обсуждены на съезде и отражены в его решениях. В этом заключается весь смысл проведения съезда, а не в том «одобрямс» мы работу Совета или нет. Кæрæдзимæ байхъусын, кæрæдзийы бамбарын æмæ иумæйаг уынаффæ рахæссын уыцы уанелы сæйрагдæр нысан у. Афтæ кодтой нæ фыдæлтæ дæр. 

 

Совет (Стыр Ныхас) из более сотни человек проживающих в разных регионах страны и мира недееспособен физически. Он не может собираться регулярно и, тем более, решать какие-то конкретные задачи, то есть то, что от него ожидает народ Осетии. Для этого вполне достаточно 30-40 человек. При этом наличие пенсионной книжки желательно, но не обязательно. Перешагнувший 50-летие уже является старшим, да и присутствие молодых на Ныхасе всегда приветствовалось. Они слушали мудрых старших и учились у них многому. Но и старшие тоже старались понимать и учитывать мнение молодежи. Многим представителям моего поколения именно этого сегодня и не хватает. Авторитет в глазах молодых как отдельных старших, так и Иры Стыр Ныхас стремительно падает. Им сегодня очень недостает тех, у кого можно чему-то учиться, с кого можно брать пример. Мæн фæлтæры адæмæн уыдис дзæвгар хуыздæр фадæттæ, на хæствæллад куырыхон хистæртæй ма бирæтæ уæлæуыл уыдысты. Фæлæ сын, хъыгагæн, уæды кæстæртæй дæр бирæтæ фаг аргъ нæ кодтой, фарн æмæ æгъдау сæ нæ райстой. 

 

Чем должен заниматься Стыр Ныхас? Именно по этому вопросу мнения расходятся больше всего. Я бы начал с того, чем он не должен заниматься. Например, политикантством, участием в выборных компаниях, решением экономических, финансовых и других каких-то задач, находящихся в ведении государственных или законодательных органов. Хотя в то же время, вне сферы деятельности этой организации не должны оставаться, например, проблемы безопасности населения, в том числе и дорожной. Вцелом, вся деятельность ВСО должна иметь созидательную направленность. Разрушителей у нас и без этого хватает.  

 

Абсолютно не приемлю участие Стыр Ныхас в сборе и распределении денежных средств из жертвенников святилищ. Это создает негативный фон вокруг всей организации, недоверие и пересуды в среде народа. Содержание штатных работников (не более 2-3) и проведение различных мероприятий должно финансироваться из других источников, включая поддержку государства и частную благотворительность. Целесобразность давно потерявших свой смысл и предназначение жертвенников в таких придорожных святилищах как Роща Хетага, Ныхасы Дзуар и других - тема отдельного разговора. Пусть этим занимаются те, кого уполномочит население проживающее на соответствующей территории. Я сам не сомневаюсь в том, что деньги из них идут на благие дела, но совсем не на то, для чего изначально предназначались. Сегодня, к большому сожалению, полностью потерялся сакральный смысл мысайнаг. Еще лет сто назад у народа денег практически не было, как не было и традиции идти в святилище с пятитысячными купюрами. Позже начали бросать монеты, предварительно очистив их на огне. Сегодня же в жертвенники суют грязные бумажные купюры, зачастую нажитые на неправедных делишках, по принципу чем больше тем лучше. Тæрсын, ахæм мысайнæгтæ Хуыцаумæ дæр хъыг кæд кæсынц.  

 

Может для благотворительности лучше создать специальные фонды, как это делается во всем мире и перестать пытаться покупать благословение Уастырджи и физически и духовно грязными деньгами? 

 

Не считаю нужным захламлять деятельность Стыр Ныхас какими-то небольшими частными вопросами. Работа должна концентрироваться вокруг значимых для всего народа проблем, особенно в сфере нравственности, духовности, культуры, национального образования, сохранения и укрепления Ирон Æгдау, как цементирующей основы мировозрения осетинского народа. На особом контроле должна быть работа по защите, сохранению и популяризации родного языка.  

Чтобы видеть эти проблемы и вовремя реагировать на них, члены СН всегда должны быть вместе с народом, широко общаться с ним. Адæмæй цы риссы, уый æнæмæнг зонын хъæуы.  

 

По опыту общения со многими молодыми и не очень молодыми людьми сделал вывод, что некоторые видят Стыр Ныхас как какой-то противовес государственным структурам или же как непримиримую оппозицию власти. Тем более что такие примеры есть в соседних республиках. Это в корне неправильная позиция, потому что является разрушительной, что и демонстрируют некоторые соседи. Ныхас должен работать во взаимодействии с властью и при ее поддержке, полностью сохраняя свое право на независимое мнение и решения. При этом, эта независимость в интересах как народа и организации, так и самой власти. Потому что только таким образом Стыр Ныхас может влиять на ситуацию и помогать найти решения по многим общественно-значимым проблемам. Более того, было бы желательным иметь в составе Стыр Ныхас пару действующих депутатов парламента, для того чтобы доносить до него свое мнение и принимаемые решения. 

 

Одной из задач ВСО должно быть объединение других общественных организаций для более тесной работы в одном направлении. Они есть, некоторые весьма плодотворно работают и уже пользуются уважением в народе. Я сам немного поучавствовал в создании «Иудзинад», знаю что люди бескорыстно занимаются конкретными задачами, добиваются результатов, и никакой нездоровой конкуренции здесь быть не должно. Думать и заявлять, что «Только мы работаем, а остальные все – проходимцы» неправильно. Эти организации и создавались на месте, которое хоть свято, но пусто не бывает. Если бы эта сфера не пустовала так долго, а была занята авторитетом и конкретными делами ВСО, наверно не было бы у других необходимости создавать свои организации.  

 

Можно много писать и говорить по данной теме. Конечно, не от меня и вас зависит каким будет Высший Совет Осетин в будущем. Но факт, что этим вопросом занимаются и хотят исправить ситуацию не может не радовать. И то, как активно и открыто мы будем высказывать свое мнение через личное общение с представителями различных структур власти, а также через интернет и другие СМИ, имеет большое значение. Конечно, при условии если к нашему мнению кто-то хоть немного будет прислушиваться. Я его обязательно выскажу еще раз уже в самом Совете, когда в мае (Хуыцауы фæндæй) приеду в Осетию. Надеюсь, к тому времени у Стыр Ныхас уже будет новый председатель с которым можно по-новому решать старые проблемы.  

 

Æргом ныхас хъыг макæмæ фæкæсæд. Дзых афтид хæрынæн нæу, æмæ дзы хъуамæ арæхстгай архайæм кæрæдзийы хуыздæр бамбарыныл.  

Хатыр, кæд истæмæй рæдийын. Сымах иу мæ бараст кæнут.  

 

Зæрдиагæй,  

Кучиты Руслан  

Проект «Ирон Адæм» саразæг  

www.ossetians.com 

 

 



 Комментарии к статье (0)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины