Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English



Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru





Rambler's Top100 Индекс цитирования

Хистæр по найму
< назад  Комментарии к статье (0)      Версия для печати

Требование времени или нарушение традиций? В Северной Осетии появилась новая услуга. За небольшую плату можно пригласить человека, который бы вел национальное застолье. Хистар по приглашению, уверяют авторы новации, это необходимость. Людей, которые знают обычаи и умеют в соответствии с ними организовать стол, сегодня все меньше. Такая услуга – спасение для тех, кто традиций нарушать не хочет. У Высшего Совета осетин на этот счет другое мнение. Представители общественной организации заявили, что подобные нововведения для Осетии неприемлемы. 

 

 

 

 

В торгово-экономическом техникуме к празднованию Джеоргуыба подошли основательно, даже организовали конкурс на лучшее застолье. Будущие кулинары приготовили традиционные блюда и накрыли стол. У первокурсника Георгия Каргаева самая ответственная миссия – ему предстоит произнести молитву.  

 

Георгий Каргаев: «С моими друзьями, с которыми я здесь, мы готовились к этому празднику. Мы многое сделали, много читали, смотрели. Хотим красиво все это воссоздать, по обычаям наших предков».  

 

Испокон за столом молился Всевышнему непременно старший. На хистара в осетинском этикете вообще всегда было возложено особенно много функций. От старшего зависел порядок за столом, соблюдение норм и традиций, и, в целом, общее настроение мероприятия. За осетинским застольем хистара назначали заранее, причем, необязательно это должен был быть старший по возрасту. Мудрость, красноречивость и уважение в обществе – именно этими качествами обладал мужчина, который садился во главе стола. 

 

Эти каноны и сегодня священны для осетин. В доме на улице Карла Маркса весь двор – одна большая дружная семья, во главе которой Борис Моргоев. По всем поводам за советом обращаются к нему, и он всегда знает, что делать. 

 

Борис Моргоев: «Все бывает распределено: кто варит мясо, кто готовит пироги и так далее. Все бывает расписано, и каждый знает свое место. Когда все бывает готово, мы вместе садимся и отмечаем это празднество».  

 

Сейчас таких дворов – один на десяток, жалуются люди. Иногда просто некого посадить во главе стола. Доскональное знание традиций, такое привычное еще совсем недавно, теперь – на вес золота. Современные реалии вынуждают приглашать старших даже со стороны. В школе национальных традиций готовы за небольшую плату выручить в поисках хистара. Руководитель школы Валерий Абиев рассказывает: такая услуга – результат многочисленных просьб. И не ради денег. По словам Валерия, в этом деле главное – духовное обогащение.  

 

Валерий Абиев, руководитель школы национальных традиций: «Делать максимально все, чтобы культура и традиции были донесены до каждого. Абсолютно без каких-либо материальных и финансовых целей все это происходит. Я благодарен старшим, которые всегда с удовольствием предлагают свои услуги. Для меня это очень важно, и важно, чтобы это доносилось до каждого дома и каждого мероприятия». 

 

А вот в Высшем Совете осетин такое явление, как приглашенный хистар, для республики считают неприемлемым.  

 

Борис Басаев, председатель международного общественного движения «Высший Совет осетин»: «Никогда в Осетии я не видел, чтобы осетины нанимали тамаду. Это позор. Но тут есть вторая сторона – в жизни нужно служить своей фамилии, соседям, нации, в конце концов. Но если ты на себя не берешь часть ответственности перед ними, то такая семья не нужна ни фамилии, ни соседям, ни односельчанам. И они вынуждены нанимать». 

 

Услугами приглашенных хистаров пока пользуются только жители Владикавказа. В Высшем Совете осетин уже заявили, что сделают все, чтобы это веяние не добралось до сел. Там за столами пока справляются своими силами. 

 

Дзерасса Кайтмазова, ГТРК Алания 

 

Источник:  

http://region15.ru/video/view/1256/ 

 

 

 

От автора проекта "Осетины" 

Осетинская традиция, ирон æгъдау основываются на уважении к старшим и преемственности поколений. Старшие передают младшим и æгъдау и фарн народа. Разрушение этого процесса ведет к вымыванию и исчезновению основополагающих принципов нашей осетинности. Но вместе с этим нельзя не замечать и реалии сегодняшнего дня.  

Очень часто, сидя за официальным столом, и глядя на поведение тех или иных старших, думаешь: ну как так можно?  

Видимо этим и руководствовались те люди, у которых возникла идея о наемных старших. Логика простая: лучше наемный, чем "никакой".  

С этим нельзя согласиться.  

 

Во-первых, потому что это не только распорядитель стола и лицо, поддерживающее порядок. Это человек, которому семья и все окружающие от их имени доверяют общение с Стыр Хуыцау æмæ йæ сконд зæдтимæ. И если он это делает не от чистого сердца, а за деньги, произнося красивые тосты, в этой молитве нет смысла. Хуыцау ахæм куывд никуы айсдзæн. По большому счету, это обыкновенное лицемерие, но уже перед Всевышним. И если, например, такой платный старший напутствует невесту, я не уверен не приведет ли такая "молитва" к обратному эффекту. Æппындæр хистæр куынæуал уа, уæддæр æз мæ кæстæры (уæ фарн бирæ!) йæ амонды фæндагыл фæндараст кæнын, æххуырсгæ кувæгæн никуы бабар кæнин.  

 

Во-вторых, наемный хистæр никогда не будет пользоваться достаточным уважением у тех, кто сидит с ним ниже за столом. А это для осетинского застолья строго обязательное условие. Ему в любой момент могут заявить: "Что ты нас поучаешь, тебе же за это платят". Давайте тогда нанимать и всех остальных гостей, для равноправия.  

 

Ну и в-третьих. Абсолютно согласен с Б.Б.Басаевым. Уый стыр худинаг у. 

Встречая на городских свадьбах, одетых в яркую национальную форму пожилых участников самодеятельных фольклорных ансамблей, за деньги танцующих, поющих или встречающих невесту, я непременно подмечал в себе некоторую неприязнь к этим, возможно вполне уважаемым людям. Сам много лет был активным участником таких ансамблей, и вместе с моими друзьями был приглашаем на свадьбы и другие праздники практически во всех населенных пунктах Осетии. И если бы нам тогда кто-то предложил деньги за нашу "работу", это рассматривалось бы нами как большое оскорбление.  

Наши свадьбы сегодня больше походят на шоу с сотнями зрителей, которые приходят в качестве гостей. Чем больше денег у хозяев, тем ярче шоу, круче его участники.  

Не пора ли остановиться? Не пора ли лучше задуматься над тем, почему почти половина из "виновников" этих шоу-свадеб расходятся в первые же годы совместной жизни? 

 

Я категорически не приемлю старшего свадебного стола в качестве одного из шоуменов. По мне лучше плохой старший но без участия "бабла". Так кстати, молодым будет легче отличать хорошее от плохого. Ведь плохой пример тоже чему-то учит... 

 

Руслан Кучиты 

www.ossetians.com 

 



 Комментарии к статье (0)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины