Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English



Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru





Rambler's Top100 Индекс цитирования

Религиозные предпочтения молодежи РСО-Алания
< назад  Комментарии к статье (0)      Версия для печати

Таказов Ф.М. кфн, СОИГСИ 

 

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ 08-01-371004 а/ю 

 

В результате деформации ценностно-нормативной системы российского общества на рубеже двух столетий затронула и поликультурное пространство Северной Осетии. Ценностные ориентиры, на которых воспитывалось несколько поколений, были низвергнуты, но взамен общество не получило ничего, кроме дезорганизовывавших и дезориентировавших его эгоцентрических теорий, сменявших друг друга. В сложившейся ситуации роль социального института религии стала усиливаться, что привело к повышению уровня религиозности населения. Особый интерес к религии стала проявлять молодежь как самая активная часть населения. 

 

Республика Северная Осетия-Алания является многонациональной и многоконфессиональной. По данным переписи 2002 года большинство населения Республики составляют осетины – 63%. Второй по величине является славянская группа народов (представители русской, белорусской и украинской национальности – 24%). Следующая по численности – вайнахская группа (ингуши и чеченцы – 3%), далее закавказская (армяне – 2,4%, грузины – 1,5% и другие). 

 

Такую же пеструю картину представляет и конфессиональное пространство Северной Осетии. По данным Минюста РСО-Алании в республике зарегистрировано около 80 религиозных организаций различного толка, из которых 15 православных, 8 – исламских, 10 – «Свидетели Иеговы», 8 – баптистские, 4 – христиане веры евангельской (ХВЕ), 2 – католические, 2 – традиционных верований осетин (ассов) и другие. 

 

Характерной особенностью Северной Осетии является поликонфессиональность единого народа – осетин. Если славянские народы, армяне и грузины относят себя только к христианской конфессии, ингуши, чеченцы, кумыки и азербайджанцы – к исламу, то осетины – к 3 конфессиям: христианству, исламу и традиционной религии. 

 

Эти пропорции сохраняются и в молодежной среде. При составляющем большинстве осетинского этноса (63%) в Республике, на веротерпимость и сожительство различных конфессий на одной территории, вероятно, влияет именно многоконфессиональность этого большинства. На вопрос, «как вы относитесь к другой религии», наиболее терпимое отношение выражали представители осетинской нации. 

 

За последнее время в ряду духовных запросов в осетинском обществе оказались религиозные приоритеты. Наряду с христианством и мусульманством, осетины обратили свои взоры к традиционной религии, известной современной науке своим синкретическим характером. Феномен религиозных верований осетин заключается в том, что представители двух религий мирно уживаются в одном храме, ибо осетинский народ в какой-то степени синкретизировал все эти религии в одно. За счет традиционного мифологического сознания, влияющего на религиозные воззрения, происходит все больший отход от догматов христианства и ислама, все больше смешивая их с традиционными верованиями. Результаты анкетирования студентов СОГУ и ВИУ показали, что христианами считают себя лишь 18% студентов-осетин, мусульманами – 3,6%, приверженцами традиционных верований – 55,1%, из остальных 21,7% посчитали себя приверженцами и христианской и традиционной веры, т.е. на современном этапе определенная часть молодежи исповедует двоеверие. 

 

Очевидно, что каждая культура (как традиционная, так и национальная) предполагает наличие или возможность некоторых достаточно аморфных «ценностно-символических комплексов» (идеологий, духовных традиций, религий), в процессе использования которых происходит духовно-практическое преодоление переходной неопределенности. Нередко имеет место простое возвращение к прежней этнокультурной специфике в стиле, образе жизни, межличностных отношениях, которое проявляется в "реанимации" традиций и обычаев, а также ранних верований. Реанимация института жрецов и активное строительство осетинских святилищ в Осетии является наглядной демонстрацией этого. 

 

Так как религиозный компонент в социально нестабильные времена может стать источником экстремистских проявлений, то мониторинг среди молодежи на предмет их религиозных предпочтений не теряет своей актуальности даже во времена абсолютной стабильности. 

 

Для выявления религиозных предпочтений молодежи мониторинг проводился среди студентов Северо-Осетинского государственного университета и Владикавказского института управления. В мониторинге приняли участие 120 студентов. 

 

Подобный мониторинг и опрос среди молодежи проводился не раз различными структурами. Данный опрос отличался от предыдущих только формой постановки вопросов. 

 

Как правило, при составлении вопроса, к какой религии относит себя респондент, вопросы составляли так: 

«К какой религии Вы себя относите? 

- христианству 

- мусульманству 

- язычеству 

- другое». 

 

Такая постановка вопроса, как правило, сбивало с толку отвечающего. В данном случае следует учитывать, что на протяжении многих лет населению прививалось отрицательное отношение к термину «язычество». Поэтому, когда верующему осетину задается такой вопрос, он, в большинстве случаев, предпочитает называть себя или христианином, или мусульманином. 

 

Необходимо принимать во внимание и то, что до начала XX века осетины идентифицировали свою национальную принадлежность со своей религией. Быть осетином для осетина означало одновременно быть приверженцем и верований осетин, подобно тому, как «иудей» означает и религию и народ. Потому грузины в XIX веке осетин, принявших христианство, называли «бывший осетин». Но после господства воинствующего атеизма советской эпохи термин «осетин» перестал идентифицироваться у большей части осетинского населения, особенно молодежи, с традиционной верой. Неимение же другого названия для определения традиционной религии и обозначения всех нехристианских и немусульманских верований термином «язычество» стало вводить в заблуждение даже ту часть населения, которая продолжала придерживаться этого «язычества», тем более что официально осетин продолжали делить на христиан и мусульман. 

 

Подмена понятий часто становились причиной искаженного восприятия религиозности осетин. Так, Г.А.Кокиев, анализируя отношение осетин к христианству, делает вывод, что «осетины никогда не были особенно религиозными, и никогда у них не было определенного верования, ни тогда, ни до, ни после» . Профессор М.С. Тотоев считал, что «одной из важнейших причин... шаткого положения позиций христианства в Осетии являлось отрицательное к нему отношение народных масс» , и «неприязненное отношение осетин к священникам» . А Чибиров Л.А. утверждает: «По образу мышления осетины больше атеисты, чем верующие» . 

 

Получается, что религиозность осетин выводилось из отношения последних к христианству. Наоборот, о глубокой религиозности осетин до начала XX века говорят как этнографические материалы, так и наблюдения многих авторов того времени. Так как целью данной работы не является определение традиционной религии осетин, то нет необходимости подвергать глубокому анализу особенности той или иной религии. В данном случае важно отношение студенческой молодежи к религии вообще. 

 

В общественном мнении также сформировалось искаженное представление об уровне и степени религиозности молодежи. Подобно тому, как человек, когда его спрашивают, идентифицирует себя с определенной национальностью, независимо от его отношения к этому факту, на вопрос, к какой религии относит себя, большинство людей отвечает по такому же принципу, идентифицируя себя с той религией, которая считалась официальной религией в той социальной группе, в которой они родились и выросли. 

 

Религиозность – качество индивида или группы, проявляющееся в вере и в поклонении сверхъестественному. Характерным признаком религиозности является религиозная вера, включающая знание и принятие религиозных идей, представлений, догматов в качестве истинных. Степень религиозности определяется в зависимости от наличия или отсутствия корреляции между религиозным сознанием и религиозным поведением индивида, силы и глубины влияния религии на различные сферы человеческой деятельности и на мотивацию индивида в повседневной жизни.  

 

Соответственно, соотнесение себя к той или иной религии не является показателем религиозности. Реальными показателями религиозности могут считаться те поведенческие мотивы, которые направлены на исполнение основных религиозных норм: посещение церкви (посты), регулярные молитвы, религиозные посты и т.д. В то же время на мотивацию молодежи влияют общественные стереотипы, в большей степени старшего поколения, воспитывавшегося на основе советских идей. Так, по данным социологических опросов, половина респондентов, особенно из среды осетин, из представителей старшего поколения были бы против, если бы их дети стали придерживаться основных религиозных норм (регулярно молиться, посещать церковь/мечеть, держать пост), потому что это опасно – 7%, потому что это ассоциируется с терроризмом – 15%, потому что это ничего хорошего не принесет – 12%, потому что это не обязательно – 20%, не будут возражать – 32%, и всего 9% респондентов готовы поддержать личным примером. Как правило, такие ответы давали те, кто относил себя к христианской или мусульманской религии. В большей степени же возражения бывали у родителей-мусульман. 

 

Старшее поколение продолжает воспринимать религию в качестве некой духовно-нравственной системы, непосредственное применение которой обязательно только для похоронно-обрядовой практики. Выросшая же в эпоху демократизации общества молодежь, социальные институты христианства и ислама воспринимает несколько иначе, демонстрируя большую просвещенность в религиозных вопросах. 

 

Необходимо отметить, что доминирующим понятием, отражающим ценности большинства студентов, является «семья», затем по убывающей следуют: «достаток», «достоинство», «мир», «патриотизм». (таблица 1). Менее всего для респондентов (т.е. набрали менее 10%) значимы такие ценности как «порядок» (8,8%), «закон» (6,6%), «защита» (5,5%), «демократия» (2,2%), «держава» (1,1%).  

 

Таблица 1. (%) 

 

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, КАКИЕ ИЗ НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПОНЯТИЙ ОТРАЖАЮТ ЦЕННОСТИ БОЛЬШИНСТВА ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ? 

 

 

 

 

Ценность «религия» среди основных ценностей у студенческой молодежи находится на 6 позиции (в условиях ограниченного выбора – не более 3 главных ценностей) и по степени значимости важна так же, как ценности «свобода» и «справедливость» (по 24,4% соответственно). При этом, почти все респонденты (98,4%) считают себя верующими, и всего 1,6% респондентов затруднились ответить на вопрос о степени религиозности (таблица 2). 

 

Обращает на себя внимание отсутствие четкой связи между ценностями «труд» и «достаток», что является неблагоприятным фактором в современной ценностной структуре молодежи: если ценность «достаток» занимает 2 позицию по значимости, то ценность «труд» - на 14 позиции. 

 

При сравнении с предыдущими социологическими опросами обращают на себя внимание два момента, имеющие немаловажное значение для более полного отражения религиозной ситуации в Республике. 

 

Так, результаты проведенного социологического опроса, проведенного в 2008 г. М. Рощиным, Т. Дзерановым и О. Олейниковой , показали, что верующими себя в настоящее время считает 83,6% населения республики, из них 18,1% колеблются между верой и неверием. В 2006 году же, по данным СОИГСИ, верующими себя считали 85% опрошенных . 

 

Существенное отличие с показателями опроса среди студентов (98,4%), скорее всего, отражает различное отношение к религии старшего и младшего поколений. В основном же, распределение ответов респондентов в республике в полной мере отражает те общие тенденции, которые происходят на постсоветском пространстве . 

 

Существенно отличаются показатели и в позиции, отражающей конфессиональную самоидентификацию респондентов, главным образом среди осетинской национальности. 

 

Согласно социологическим исследованиям с 1999 по 2007 гг. с христианством идентифицировали себя 37-45% респондентов-осетин. Доля же студентов-осетин, которые посчитали себя христианами, составила 18%. Хотя некоторые исследователи отмечали тенденцию к снижению доли тех, кто связывал свою веру с христианством, основная причина, по всей видимости, в постановке вопроса. Если в предыдущих анкетах им приходилось выбирать между «язычеством» и «христианством/ мусульманством», то в предложенной нами анкете (Таблица 2) помимо «язычества» был еще пункт «традиционные верования осетин». Если в предыдущих анкетах от 22% до 35% указывали «язычество», то среди наших респондентов ни один не указал на «язычество». Это говорит о том, что та часть респондентов, которая раньше идентифицировали себя с язычеством, в нашей анкете причисляли себя к традиционной религии осетин. 

 

Интересен и тот факт, что часть осетин одновременно причисляют себя и к христианству и к традиционной религии. Налицо двоеверие некоторой части респондентов. И, как показали исследования, именно эта часть респондентов проявляла наиболее уважительное отношение к другим религиям (Таблица 3). 

 

Таблица 2. (%) 

К КАКОЙ РЕЛИГИИ ВЫ СЕБЯ ОТНОСИТЕ? 

(от общего числа респондентов-осетин) 

 

 

 

 

В целом независимо от национальной принадлежности и вероисповедания респонденты относятся уважительно к различным верованиям (Таблица 3). Респонденты-осетины, причисляющие себя к христианству или мусульманству, относятся к другим верованиям уважительно (35,0% и 28,3% соответственно), а 38,3% опрошенных – к «традиционной национальной религии осетин». Приверженцы традиционной национальной религии осетин в большей степени одинаково отрицательно относятся к мусульманству и буддизму (18,3% соответственно). Равнодушное отношение у респондентов 1 и 2 категории в первую очередь к иудаизму ( по 23,3% соответственно), затем по убывающей следуют буддизм (18,3% и 20,0% соответственно) и мусульманство (15,0% и 18,3% соответственно). 

 

Таблица 3.(%) 

В таблице под цифрой 1 указана категория респондентов относящих себя к «христианству/мусульманству», под цифрой 2 – к «традиционной национальной религии осетин» и 3 – к «христианству/мусульманству и традиционной национальной религии осетин». 

ОТНОШЕНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ К РАЗЛИЧНЫМ ВЕРОВАНИЯМ. 

 

 

 

Среди респондентов русской национальности почти пятая часть опрошенных (21,6%) уважительно относятся к традиционной национальной религии осетин, равнодушно – 11,6% респондентов и затруднились определить свое отношение 23,3% опрошенных. К буддизму отношение у них более уважительное (46,6%), нежели к мусульманству и иудаизму (по 33,3% соответственно). В отношении мусульманского вероисповедания наблюдается самый высокий процент респондентов, отметивших вариант ответа «равнодушно» (36,6%), а у 26,6% респондентов такое же отношение к буддизму.  

 

В зависимости от религиозных предпочтений различны были и ответы на вопрос, соблюдаются ли в семьях респондентов основные религиозные обряды (Таблица 4). Те, кто относит себя к первой категории (христианство/мусульманство) отмечают обряды национальной религии осетин в большей степени, чем христианские (21,6% и 11,6% соответственно), т.е. ответили «безусловно, да». Наиболее ярко эта картина отражена в ответах респондентов 2 и 3 категории (25,0%/1,6% и 13,3%/3,3% соответственно). 30,0% респондентов категории «христиане/мусульмане» отметили, что в их семьях совершенно не соблюдаются мусульманские религиозные обряды, а также иудаистские (40,0%) и буддистские (36,6%). 

 

Таблица 4. 

СОБЛЮДАЮТСЯ ЛИ В ВАШИХ СЕМЬЯХ ОСНОВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ? (ОСЕТИНЫ) 

 

 

 

В семьях респондентов русской национальности соблюдаются преимущественно христианские религиозные обряды (79,9%). А у почти пятой части опрошенных (19,9%) – обряды традиционной национальной религии осетин. 

 

На вопрос «Посещаете ли Вы религиозные места?», чуть больше половины респондентов ответили положительно. Те, кто относит себя к христианской религии, церковь посещают менее 10% человек, 4% – кувандоны (святилища), а 8% из них отметили варианты «церковь» и «кувандоны (святилища)» и лишь 4,5% христиан не посещают ни церковь, ни кувандоны (святилища). 

 

Среди тех, кто относит себя к традиционной религии осетин, кувандоны (святилища) посещают почти 40%. Тех, кто посещает церковь или мечеть, среди них не оказалось. 

 

Среди тех, кто себя причислял к исламу, не оказалось ни одного, кто хоть раз посетил мечеть (в том числе церковь и кувандон). 

 

Как показывают социологические опросы, старшее поколение, как правило, никогда не читали священные книги. В отличие от них более половины опрошенных студентов (52,2%) читали священные книги (Библию, Коран), и в то же время знают молитвы наизусть всего 34,5% респондентов. 

 

Как отметила в своем докладе Ф.Б.Цогоева, проводившая мониторинг среди студентов СОГУ, в большинстве случаев опрошенные молодые люди, воспринимают исполнение религиозных обрядов как дань традиции, доставшейся в наследство от предков. В этом можно усматривать скорее уважение к традиции, чем рационально-методическое религиозное поведение. Этот же вывод дополнительно подтверждают ответы каждого 5-ого респондента, видящего в отправлении культовых мероприятий смысл своей веры.  

 

Полученные данные показывают, что в религиозном поведении молодежи преобладает внешняя, обрядово-культовая сторона, тем более что многие из числа опрошенных не знакомы с религиозными первоисточниками.  

 

Итак, что происходит с самоидентификацией студенческой молодежи? Данное исследование показывает лишь на общие тенденции, согласно которым молодежь предпочтения отдает традиционным формам христианства, ислама и религии осетин. Мониторинг не обнаружил среди студентов лиц, которые бы отдали свои предпочтения каким-либо сектам или нетрадиционным формам официальных религий (христианства или мусульманства). В то же время, данное исследование не может отражать полную картину религиозных предпочтений всей молодежи, так как опрос и мониторинг охватил незначительную часть студентов, кроме того, нет данных о предпочтениях нестуденческой части молодежи. 

 

Примечания: 

1 Кокиев Г.А. Очерки по истории Осетии. – Владикавказ, 1926. – С. 155. 

 

2 Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. – Орджоникидзе, 1962. – С. 49. 

 

3 Там же. 

 

4 Чибиров Л.А. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. – Цхинвали, 1984, с. 6. 

 

5 Узденов С.А., Батчаева М.Д. Религиозные установки населения республик ЮФО РФ // Круглый стол 23. Власть и общество в РФ: пути преодоления этносоциальных конфликтов в ЮФО. 

 

6 Анкетирование и мониторинг проводила кандидат социологических наук, снс СОИГСИ Ф.Б.Цогоева. 

 

7 М. Рощин, Т. Дзеранов, О. Олейникова. Религиозная ситуация в Республике Северная Осетия-Алания. // http://www.islamica.ru/index/. Центр арабских и исламских исследований. 

 

8 Горобец А.А., Дзеранов Т.Е., Дулаев И.С. Анализ государственно-конфессиональных отношений в Республике Северная Осетия-Алания. (Рекомендации к осуществлению конфессиональной политики в РСО-А). СОИГСИ, 2006г., с81. 

 

9 См. А.В. Гурко, Место и роль православной церкви в поликонфессиональном обществе Белоруси.// Исторический вестник, № 13-14. с 34-43. 

 

10 Доклад кандидата социологических наук, старшего научного сотрудника СОИГСИ Ф.Б.Цогоевой на научно-практической конференции «Традиционные религиозные воззрения осетин и современность» 25 октября 2007 г. «Ценностные ориентиры и религиозные предпочтения молодежи РСО-Алания: социологический анализ». 

 

 

Из материалов интернет ресурса Альберта Габараева 

http://iratta.com/ 

 

 

 



 Комментарии к статье (0)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины