Первым осетинским художником, получившим художественное образование в советском вузе, был Аслан Гирей Знаурович Хохов.
Высшее художественное образование А. З. Хохов получил в Академии художеств, где окончил графическое отделение. По окончании Академии, художник возвращается на родину. В первое время А. Г. Хохов уделял много внимания сбору материалов по прикладному искусству осетинского народа. Он много разъезжал по селам Осетии, что давало ему возможность лучше узнать жизнь трудящихся, их быт, нравы, обычаи. Художник замечал и то новое, что было характерным для всей страны в период восстановления народного хозяйства, реконструкции промышленности и сельского хозяйства. Художник видел не только эти перемены. Он видел, как изменялся сам труженик, хозяин своей страны, своей судьбы, отношению людей к труду, их стремление к учёбе, к познанию нового мира знаний. Позднее, всё это нашло отражение в творчестве художника. Первые серии офортов – «Рабфак», «Горец», «Рабфак в общежитии», свидетельствуют о том, что молодой художник остро чувствует новые перемены в духовной жизни своего народа.
Сбор полевого материала дал возможность А. Г. Хохову издать в 1932 году первую часть работы «Осетинский орнамент» [12]. Впоследствии он издал цветные иллюстрации осетинского орнамента [13]. Работы эти имели не только научно-познавательное, но и практическое значение. Они, по выражению видного искусствоведа К. А. Берладиной, способствовали сохранению сокровищ народного творчества осетинского народа, а также вводу их в творческий обиход советской художественной промышленности, ибо растущая художественная промышленность Осетии настойчиво требовала национальные мотивы для разных ассортиментов своей продукции [14].
В 30-х годах А. Г. Хохов создал большое количество пейзажей, портретов, композиций на темы труда, объединённых им в серии «Моя Родина», «Электроцинк». По характеристике известного искусствоведа А. Дзантиева, эта серия «…имеет не только большое художественное, но и познавательное значение, ибо как нельзя точнее показывает характер и быт осетинского народа. В изящных и тонко выполненных композициях проходят перед зрителем пленяющие красотой, четкостью и ясностью силуэтов, древние крепостные сооружения с неприступными башнями. В то же время с далёким прошлым соседствует живое настоящее» [15].
Работы молодого художника получили высокую оценку со стороны М. А. Горького и Ромена Роллана.
Большое количество работ выполнил художник и для Северо- Осетинского музея краеведения. Наиболее интересный из них «Смерть Муссы Кундухова» (1931 г.). В ней автор воспроизводит драматический эпизод в период коллективизации сельского хозяйства. Много работал А. Г. Хохов и в области книжной графики.
Источник:
http://www.sociosphera.com