Современное состояние осетинского изобразительного искусства было подготовлено не одним поколением художников. Основы его были заложены Коста Хетагуровым, Махарбеком Тугановым, Аслангереем Хоховым, Давидом Дзантиевым, Сосланбеком Тавасиевым, получившими образование в Москве и Санкт-Петербурге. Русская школа дала Осетии и следующее, послевоенного поколение художников, среди которых живописцы А. Джанаев, Б. Калманов, П. Зарон, скульпторы Ч. Дзанагов, С. Санакоев, Б. Шанаев, Н. Баллаева и другие.
Влияние русской профессиональной школы на становление осетинского изобразительного искусства трудно переоценить. Ее доброе семя, упав на благодатную национальную почву, проросло самобытным, глубоко профессиональным осетинским искусством. Коста создал «Детей – каменщиков» и серию портретов осетинской интеллигенции, Махарбек Туганов – «Пир Нартов», Сосланбек Тавасиев – «Памятник К. Хетагурову», а Азанбек Джанаев и Батр Калманов запомнились тем «что в то сложное грустное время официозных картин и портретов, создали свои незабываемые полотна «Аланы в походе» и «Одевание невесты».
60-е годы стали переломными в искусстве страны. Новое поколение художников отвоевывало свои позиции бурно и страстно. В Осетии этот период во многом связан с именем Юрия Дзантиева, тогда только что окончившего Ленинградский художественный институт. В своих работах он провозглашал новое понимание живописи, как искусства свободного, философски осмысленного, сопрягающего человека не просто с социальной средой и ее проблемами, но и с понятием и вечными: природой, временем, вселенном, космосом. Созданная им в то время серия «Годы и люди» стала символом нового времени.
Вскоре в искусство Осетии буквально влилась целая плеяда молодых живописцев, выпускников московских ленинградских вузов – Казбек Хетагуров, Эльбрус Саккаев, Шалва Бедоев, Мурат Кабулов, Магрез Келехсаев, Магомед Чочиев, Таймураз Айларов, Батраз Дзиов, чуть позже Эльбрус и Ирина Цогоевы. Живопись в эти годы достигает в Осетии наивысшего расцвета. Многочисленные выставки как в Осетии, так и за ее пределами заставили говорить об осетинской живописи, как о серьезном глубоком явлении. Почти каждый из этих художников сумел создать неповторимый, яркий, индивидуальный стиль в искусстве, определить свой круг интересов и проблем. Разные, не похожие друг на друга, они делали общее дело, уводя искусство от традиционного внешнего понятия национального, от излишней экзотики и назойливой атрибутики в сторону более глубокого постижения духовных ценностей своего народа. Эти художники во многом определяют уровень и сегодняшнего дня искусства.
В тяжелое для Осетии время люди чаще стали вспомнить своих богов, связывая с ним надежды на мир, добро, благоразумие. Неожиданный, совершенно лишенный героического начала, но исполненный величественной красоты, образ одного из самых почитаемых осетинами богов – Уастырджи создал художник Шалва Бедоев «Уаст Герги».
К теме легендарных предков осетин – нартов обращаются художники Б. Дзиов «Волшебная свирель», Т. Айларов «Тбау – Уацилла», В. Цаллагов «Песня Ацамаза» и другие.
Время своеобразно проявляется в рабах Ушага Козаева, в его взрывах, сверхэмоциональных и, безусловно, высокого уровня абстрактных композициях.
Однако тематический подход к искусству не определяет его сегодняшнего состояния. Художники свободно изъясняются в любых жанрах, любой форме, создавая многочисленные картины, пейзажи, портреты.
Картины-пейзажи Магреза Келехсаева, например, создают свой особый мир удивительных, как бы склеенных кусочков жизни с тонкими подробностями деятельности человека, среды его обитания, быта, объединенных единым временным пространством «Зима Осетии». Уточненные, изящные портреты Эльбруса Саккаева воспевают женскую красоту, и все богатейшие живописные качества художника направлены на достижение этой цели. Очень красивые композиции создает Захар Валиев. В его работах изысканным образом
сочетаются холодная прибалтийская живописи с тонким, едва ощутимы намеком на осетинский колорит.
По-своему решают задачи в живописи Аслан Арчегов и и Юрий Бигаев, Жорж Гасинов и Тузар Засеев, Алан Калманов и Эмма Келехсаева, многие другие художники.
Особого внимания заслуживает имя Юрия Абисалова. С его именем связано новое направление в осетинской живописи, тяготеющее к более условной, как бы очищенной манере письма с опорой при этом на национальный образ, характер, колорит.
Живопись Юрия Абисалова полна тайн, скрытого смысла, она как загадка, которую не легко и просто разгадать, но в процессе «угадывания» испытываешь истинное наслаждение и удовольствие.
Освобожденная от всего лишнего и ненужного, она предельно национальна, но не традиционно архаична, а до крайности обострена, и каждый образ воспринимается как символ, каждая деталь дает особую нагрузку, и в то же время во всех работах есть теплинка, изюминка, не позволяющая образу превратится в заурядный гротеск «Проба араки», «Покой».
У Юрия есть свои ученики и последователи – Ахсар Есенов, Тимур Плиев, Фидар Фидаров - тяготеющие к его манере, но творчески осмысливающие это новое в своих работах.
Основные направления в современной осетинской графике определяют несколько имен. Батраз Дзиов, создавший собственный оригинальный стиль, построенный на удивительной вязи тонких и изящных линий, причудливых сплетений, из которых выступают детали осетинского быта, национальные образы, из них буквально сотканы пейзаж и интерьер. Мурат Джигкаев - один из лучших художников книги, мастер цветной графики, автор многочисленных иллюстраций к нартскому эпосу, острохарактерных карандашных портретов и пейзажей. Валерий Цагараев – мастер изысканной стилистики, художник, острая мысль и высочайшие технические возможности которого находятся в полном согласии. Аслан Арчегов – создатель изящного и тонкого акварельного пейзажа. Заурбек Абоев – автор многочисленных портретов современников, Юрий Бигаев, Николай Василенко, Фатима Цаллагова, Валентина Третьякова, Константин Кокаев – вклад каждого из них в дело осетинской графики значителен и весом.
Народный национальный пласт искусства особенно удачно используется в современной скульптуре. Сама форма деревянных надгробий камней «цырт», близкая им по духу пластика народного мастера Сосланбека Едзиева настолько образна, символична, что обращение к ней, при той же профессиональной культуре, которая присуща большинству наших скульпторов, дает результат удивительный - при внешней архаичности формы – предельно современное звучание.
Заметное влияние на развитие молодых осетинских скульпторов оказали большие мастера современности, московские художники, наши земляки – Владимир Соскиев и Лазарь Гадаев. Опираясь на их опыт и достижения, в столице успешно работают Руслан Тавасиев, Олег Цхурбаев, Билар Царикаев, Казбек Наскидаев, в Осетии – Заур Дзанагов, Станислав Тавасиев – молодые, очень талантливые, разные в проявления чисто художнических интересов и пристрастий, но близкие в желании поднять осетинскую скульптуру на уровень мировых достижений.
Более старшее поколение скульпторов устойчивей в своих интересах и привязанностях. Хорошая реалистическая школа, прекрасное владение портретом, жанровой и исторической композицией, монументальной скульптурой – главные достоинства именитых Чермена Дзанагова, Сергея Санакоева, Михаила Дзбоева, Руслана Джанаева, Владимира Хаева и других.
Большой интерес представляет декоративно- прикладное искусство, которое представлено именами Маирбека Царикаева, Валерия Салиева, Валерия Плиева, Сергея Цахилова, Людмилы Байцаевой, Людмилы Гассиевой, Земфиры Дзиовой, Азамата Кцоева выполнены в лучших традициях осетинского национального декоративного искусства и заслуживают большого внимания.
Искусство Северной Осетии, живет и развивается, анализируя жизнь и просто радуясь ей. У него прекрасное и интересное прошлое, помогающее жить и работать сегодня. Следовательно, оно вправе рассчитывать на будущее, во всяком случае, почву для него подготовило.
http://www.teatrrso.ru/txt.php?nc=one&id=10&p=0