Багаев Вячеслав Владимирович
Заслуженный тренер России по вольной борьбе (1990).
Арбитр международной категории (ФИЛА)
Родился 22.08.1958 г. в сел. Тарском Северной Осетии.
С детских лет занимался спортом, был разносторонним спортсменом. После окончания факультета физического воспитания и спорта Северо-Осетинского госуниверситета им. К. Л. Хетагурова (1980) работает тренером.
Был старшим тренером школы высшего спортивного мастерства по вольной борьбе при Государственном комитете физической культуры и спорта Северной Осетии.
Подготовил десяток первоклассных борцов и среди них — победитель первенства мира среди юношей Игорь Купеев.
В 1990 г. подготовил сборную команду юношей Советского Союза к первенству мира по вольной борьбе в Венгрии, где она заняла первое место.
Работал старшим тренером сборной команды Северной Осетии.
На снимке: тренеры сборной команды Северной Осетии по вольной борьбе В.Багаев и М.Тедеев.
Народные атлетические праздники
Из интервью Вячеслава Багаева, тренера сборной Северной Осетии, во время чемпината мира 2001 в Софии. Интервью взял Петар Петров.
Национальная борьба у нас была среди видов, которые входили в программу национальных праздников. Национальные праздники у нас обычно начинались весной, первый был, когда весна, всё расцветает и уже есть зелёная трава. Потом, в основном, праздники проходили осенью, когда всё созревало и собирали урожай - были большие праздники.
Все праздники были посвящены святым (у нас тоже религия была такая, как, например, в Древней Греции - многобожие: бог урожая, бог солнца, бог воды...). Молились Богу Богов - наш самый большой бог. Но есть поменьше боги, которых мы называем святыми, по-осетински они называются дзоары. Есть и святые места. И в честь этих святых делали праздники. На праздниках обязательно были танцы и состязания. Состязания были во время праздников, а также ещё при похоронах.
На первом месте во время похорон были состязания на лошадях - скачки. И кто занимал первое место, самую лучшую одежду ему дарили. За второе место - немного хуже, за третье место - тоже. А вообще все, кто участвовал в состязаниях по скачкам на лошадях, получали от умершего какую-нибудь одежду: кто кинжал, кто одежду, кто сбрую конскую и так далее. Но была и борьба. Кроме борьбы, кроме скачек, ещё было метание большого камня - кто дальше кинет. Из лука стреляли в цель. Также на лошадях - скачет человек и срубает - положили что-то и он должен на лету срубить. Стреляли в цель из лука, потом уже на скаку стреляли в цель. И среди этих видов борьба всегда присутствовала.
Для борьбы делали место - площадку на земле. Можно на траве, можно... просто на земле, насыпали чем-нибудь. И выходили, боролись. Выигрывал тот, кто мог противника заставить коснуться ладонью, коленом или бросал его на лопатки. Всё, - считалось. Костюма специального не было. Была черкеска, ну а кавказцы все носят черкески. Перевязывалась башлыком, башлык, который обычно одевали на голову. Можно и пояс, были специальные пояса, которые одевали. И с обоюдного захвата начинали бороться. Не всё время только на поясе - можно руку отпускать. Одной держишь, другой перехватываешь отсюда, оттуда, как хочешь. Ногами можно было, подсечка была. Но там специфика такая, что если я коленом коснулся земли, я проиграл. Ладонью коснулся - я проиграл. Бросил, он упал - проиграл тот, которого бросили. Но присутствовал этот ритуал не только на праздниках. И на похоронах тоже.
Не всех допускали на соревнования, не всех. Заранее избирали людей кто будет бороться, то есть не могли допустить слабого, у каждого был имидж, что он готов состязаться, потому что большой мог маленького травмировать. Поэтому каждый должен был готовиться, должен был уметь бороться, чтоб не было травм, потому что в то время если даже не нарочно я могу увечить своего противника, я потом должен заплатить. Фамилии могли из-за этого поссориться. То есть эта боязнь происходила оттого, чтоб у фамилии не было междоусобных войн потом, чтобы никто ни на кого не обижался кровно, поэтому обязательно атлеты были готовы к состязанию. Потому что кто его знает - нарочно я тебе сделал увечье или не нарочно. Поэтому каждый должен был быть готов. В основном боролись все те, которые были сильными. Весовых категорий не было, возраст тоже не имел значения. Если человеку исполнилось совершеннолетие, он мужчина уже. Только тогда ему разрешалось бороться.
Все это я слышал, а не сам участвовал. Но в моё время тоже была борьба, национальная борьба. Я был даже тренером этих спортсменов, которые боролись. Это недавно было, в 80-х годах, 84ый-88ой. Борцы-вольники, классики говорили: "Давай поборемся".
Но сейчас, у нас в Осетии народная борьба бывает только один раз. Это бывает летом, когда проходит праздник, я вот уже не помню в честь какого святого, но который происходит как всенародный праздник, сделали так, чтобы все было организованно. Руководство выделяет деньги, назначает людей, которые должны организовать. И бывает борьба, судьи есть, призы, всё есть.
В начале каждой схватки каждый спортсмен, когда выходит, должен под музыку станцевать, показать какой он джигит, станцевать по-настоящему, но не много там, секунд 15, показать какой он герой. Это обязательно, правила такие. В настоящее время есть на Северном Кавказе Народные Игры. Туда съезжаются осетины, карачаевцы, черкесы, адыги, ингуши, чеченцы, дагестанцы, кабардинцы, балкарцы и борются по национальной борьбе. Эта борьба одинаковая у всех. Съезжается команда, приезжают и борются. У нас в Осетии осетинская народная борьба называется кабыш кабыш - это крест, обоюдный захват.
http://borqba.narod.ru/htm-normal/osetia.htm