Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English



Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru





Rambler's Top100 Индекс цитирования

Цаликов Маирбек
< назад  Комментарии к статье (0)      Версия для печати

Цаликов Маирбек Курманович.  

(1911 - 1998) 

Заслуженный артист России. 

Один из тех, кто стоял у истоков Осетинского театра. 

Яркий актер и талантливый режиссер Северо-Осетинского и Юго-Осетинского драматических театров, драматург, переводчик. 

На сцене Осетинского театра сыграл более 150 ярких ролей и в качестве режиссера поставил более 70 спектаклей. 

 

 

 

В его судьбе отразилось время  

К 90-летию со дня рождения Маирбека Цаликова  

 

Когда-то, много лет назад, мы шли с Маирбеком Цаликовым после спектакля из Осетинского театра. Его узнавали все прохожие, и он, обычно веселый и жизнерадостный, отвечал на бесчисленные приветствия сдержанно и так же сдержанно улыбался. 

– Вас смущает популярность? – полюбопытствовала я.  

– Да нет, – быстро ответил Маирбек Курманович, – старая актерская привычка: все-таки есть что-то разрушительное для ореола театра, когда зритель видит тебя на сцене в роли какого-то персонажа, а потом тот же актер-человек садится с ним рядом в трамвае, но уже без усов и шевелюры. Ну, а кроме того, вопросы всегда повторяются, следовательно, повторяются и ответы. А сколько же можно повторять одно и то же?.. 

В печати крайне редко появлялись интервью с этим замечательным актером, творческие портреты самобытного режиссера. Кажется, – два-три раза за всю его жизнь, поэтому неожиданно даже для себя я вдруг спросила: “Почему решили стать актером?”. Цаликов задумался, а потом с каким-то удивлением, как бы разглядывая себя со стороны, ответил: 

– Я уверен, что есть какая-то внутренняя сила, внутренняя убежденность в своем призвании, пусть и не осознанная до конца. С детства меня тянуло к сцене, было неистребимое желание играть… 

Но прежде чем мечта стала реальностью, Маирбек Курманович прошел суровую жизненную школу. Отца потерял очень рано. И в восемь лет он уже вынужден был взять всю ответственность за семью на себя, мама постоянно болела, а трем его братьям лет было еще меньше, чем ему. Маирбек пошел работать к местному богачу. Потом он вступил в колхоз, а работа на заводе “Севкавцинк” приобщила его к индустриальному производству и к искусству, – он стал мастером- литейщиком, одновременно активным участником драмкружка. Там и встретился со старейшим осетинским актером Б. И. Тотровым, который посоветовал одаренному юноше учиться. Так он оказался в Москве, в театральной студии. После ее окончания он стал актером Осетинского театра, где сыграл много очень интересных (157!) ролей и среди них – Яго в спектакле “Отелло” по Шекспиру – один из самых блестящих Яго не только на осетинской сцене, что было признано и в Москве, и в других городах и зрителями, и большими театральными деятелями. Образ этого негодяя в интерпретации Цаликова отличается внешне изысканной пластикой, добродушием, но это – человек-хищник, готовый на все ради личной славы и выгоды. И актер убедительно доказал это своей яркой игрой. Яго – одна из тех ролей, которые можно назвать вершиной его творчества.  

Актерская индивидуальность Цаликова раскрывалась постепенно, он играл таких разноплановых героев, как Ленин, как человек драматической судьбы Михаил Яровой, персонажи Мольера, Гоголя, острые комедийные роли. И всех их отличало пристальное внимание актера к внутреннему миру героя, индивидуальной судьбе, из которых складывается суть характера народа. Особенно сочными, полнокровными были созданные Цаликовым персонажи национальной драматургии в пьесах Давида Туаева “Под белой горой”, “Братья” Х. Цопанова. Вспоминая постановку туаевской пьесы, народный артист СССР Николай Саламов говорит: “Художественной правдой, яркой сценической выразительностью, свежей, самобытной трактовкой отличалась работа Цаликова над образом Сандра в пьесе “Под белой горой”. В этом спектакле он играл старого шахтера, а я – молодого, только закончившего школу ФЗО. В манере поведения, в его движениях, в речи, во взгляде, словом, во всем облике этого старика я всегда чувствовал настоящего труженика, человека от земли, пришедшего на шахту. Он предан профессии шахтера и учит этому других. Было как-то странно, что Цаликов, почти все время исполняющий роли отрицательных героев, может наделить человека столь богатыми положительными чертами, создать подкупающей доброты и обаяния характер”. 

Человек яркой творческой судьбы, Маирбек Цаликов внес большой вклад в становление и развитие Осетинского театра и как режиссер. В 1943 году он под непосредственным руководством тогдашнего главного режиссера Е. Г. Марковой поставил свой первый спектакль по пьесе Д. Туаева “Сказка”, а всего Маирбек Курманович осуществил более 70 постановок, в том числе по пьесе Мольера, о которой известный московский театровед профессор Морозов писал: “Мне посчастливилось увидеть только что выпущенный театром блестящий мольеровский спектакль. “Жорж Данден” на осетинской сцене в подлинном смысле замечательный спектакль по живости и естественности исполнения, по глубине идейно-художественного истолкования”. А “Две свадьбы” Н. Саламова и З. Бритаевой! Эта яркая комедия, поставленная в лучших традициях осетинской сцены, получило самое горячее одобрение зрителей, и стала спектаклем-долгожителем. Он точно чувствовал сцену и исполнителя и как бы подстраивал под его возможности развитие действия. Определенно, Цаликов был талантливым режиссером, оставившим заметный след в истории осетинского театра.  

Натура деятельная, одаренная во многих отношениях, Маирбек Курманович пробовал свои силы и в драматургии: им написан ряд пьес, которые успешно шли в театрах Владикавказа и Цхинвала; он перевел на осетинский язык более 50 пьес зарубежных и русских классиков, советских драматургов, многие из которых были поставлены и пользовались успехом. Ну, а о таланте Цаликова-педагога лучше всех сказал его ученик народный артист РФ Георгий Хугаев: “Моими первыми учителями в искусстве были Маирбек Цаликов и Серафима Икаева. Если бы они не вселили в меня уверенность в себя, быть может, я бы выбрал другую профессию. Если бы Маирбек Цаликов не был создателем целой галереи ярких образов на осетинской сцене, а занимался только педагогической деятельностью, и то ему надо было бы поставить памятник при жизни за то, что он воспитал целое поколение замечательных актеров, ставшее гордостью осетинской сцены”. 

Обычно актеры говорят: главная роль впереди. Может, оно так и есть. Только случается, что все роли уже в прошлом, а впереди осталась одна-единственная – собственная жизнь. Ведь когда он перестает играть в спектаклях, актер остается один на один с собой. Что вспомнил бы, рассказал самому себе заслуженный артист РСФСР Маирбек Цаликов в день своего 90-летия, будь он жив? Наверное, о том, что в его судьбе отразилось время, целая эпоха Осетинского театра. 

 

Бэла ТОЛАСОВА

«Северная Осетия», май 2001 года.  

 

 

На сцене осетинского театра он создал более 150 ярких ролей, поставил более 70 спектаклей. Маирбек Курманович один из тех, кто стоял у истоков театрального искусства Осетии. О нём говорят, что в его судьбе отразилась целая эпоха, связанная с национальным театром. 

 

Среди созданных им образов: Яго из «Отелло», Михаил Яровой из постановки «Любовь Яровая», Ленин из «Кремлевских курантов». 

 

Пьесы, написанные им с успехом шли на сценах Владикавказа и Цхинвала. Выпускник театрального училища имени Луначарского оставил после себя еще переводы на осетинский язык 50 пьес зарубежных и русских классиков. 

 

Вера Уртаева, народная артистка РСО – Алания: «Часто рассуждают: «Какая школа»? Школа есть французская, другие школы. А я бы сказала, что школа Цаликова – самый высокий класс. Он сначала выявлял индивидуальность каждого студента. Потом пробовал в разноплановых ролях. Потом, для всех нас он был как отец». 

 

ГТРК «Алания» 

 

 



 Комментарии к статье (0)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины