Кантемиров Мухтарбек Алибекович
(1934)
Народный артист России, артист цирка и кино, известный в стране каскадёр и создатель конного театра.
Актерские работы:
1.1981 — Не бойся, я с тобой — Рустам
2.1983 — Заложник
3.1984 — В двух шагах от рая — Астаев
4.1985 — Русь изначальная — хан Шмуэл-Зарол
5.1987 — Сказание о храбром Хочбаре
6.2003 — Марш-бросок — старейшина
7.2006 — Парк советского периода — камео
8.2011 — Не бойся, я с тобой! 1919 — Рустам
Мухтарбеку Кантемирову 70 лет
("Северная Осетия", от 20 февраля 2004 г.)
Его вряд ли надо подробно представлять многочисленной армии поклонников циркового искусства во всем мире. Достаточно только произнести это имя – и перед глазами предстает картина: залитый яркими огнями манеж, по которому под искрометные звуки лезгинки в бешеном галопе проносятся кони, а парни в черкесках проделывают на них на скаку немыслимые трюки. Одним из них обязательно является Мухтарбек, младший сын легендарного Али-Бека Кантемирова, родоначальника знаменитой династии цирковых наездников.
После смерти отца труппу «Али-Бек» возглавил Ирбек, а младший Мухтарбек основал Московский театр «Каскадер». Многие, наверняка, помнят с успехом прошедший лет двадцать назад на экранах страны фильм «Не бойся, я с тобой!» Мухтарбек сыграл в нем одну из главных ролей, продемонстрировав, кроме недюжинного таланта перевоплощения, и весь свой богатый арсенал каскадерских трюков.
Мухтарбек Алибекович воспитал в своем театре целую плеяду мастеров головокружительных конных трюков. Один из них – Ирбек Персаев, о котором «СО» писала не раз. Кстати, в новом приключенческом фильме режиссера Николая Стамбулы «Марш-бросок» учитель и ученик снялись вместе. Как рассказывал Ирбек, в одной из сцен он, игравший роль бандита, должен был «убить» Мухтарбека Алибековича. Этот момент никак не удавалось заснять правдоподобно. После нескольких дублей режиссер в сердцах воскликнул: «Да забудьте хоть на минуту, что в жизни вы – друзья!». Фильм этот будет показан на канале ОРТ 23 февраля.
70 лет… Человек, хоть раз увидевший Мухтарбека Кантемирова в работе, ни за что не поверит, что ему столько. А, собственно, чему тут удивляться, ведь он вырос в седле. Накануне юбилея журналисты «СО» позвонили в Москву, передали поздравления Мухтарбеку Алибековичу со знаменательной датой, пригласили в Осетию, домой. И высказали пожелание юбиляру – еще многие годы «быть на коне».
Пока встречаются в мире такие источники доброй энергии и красоты, как Мухтарбек Кантемиров, можно верить, что мир этот выстоит, выправится, обретет утраченную гармонию
О театре "Каскадер"
Он из славного рода осетинских джигитов Кантемировых - цирковых наездников и каскадеров. Основатель династии - Алибек Тузарович Кантемиров начинал еще до революции - конмальчиком в Пятигорске, а стал создателем отечественной школы джигитовки и конных трюков в кино, постановщиком конно-цирковых программ, прославивших советский цирк во всем мире. Труппе "Али-Бек" рукоплескали зрители многих стран Европы, Америки, Азии... Алибек Кантемиров воспитал сотни учеников, достойных продолжателей традиций школы, и первыми среди них стали сыновья - Хасанбек, Ирбек и Мухтарбек, непревзойденные наездники, первые исполнители конных трюков в кино и на арене. Унаследовав от отца дело всей жизни, они пошли по нему собственными путями, что закономерно в любом творчестве, когда у настоящего художника появляется свое видение, свои планы, свои мечты...
Днем рождения театра "Каскадер" можно считать 28 августа 1987 года, когда в Гаграх состоялась премьера с программой "Легенда о Золотом Руне". А появился театр, естественно, несколько раньше - стараниями, прежде всего, самого Мухтарбека Кантемирова с группой единомышленников, при активном содействии председателя Федерации конного спорта СССР Михаила Семеновича Буденного и дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Виктора Васильевича Горбатко, также заядлого конника. По их ходатайству, Моссовет дал разрешение Госкомспорта СССР, главной задачей которого являлась подготовка лошадей олимпийского резерва. Откуда наши ведущие спортсмены могли бы выбирать себе уже подготовленного партнера. При Центре был создан конный театр "Каскадер", в обязанности которому вменялась пропаганда конного спорта и содействие кинематографу в организации конных трюков и сцен.
За казенной сухостью формулировок скрывался упорный труд по созданию зрелищных программ и съемки в ряде известных фильмов. Первые же выступления - в стране и за рубежом, принесли труппе широкое признание и любовь зрителей. В 1988 году - первые и успешные гастроли в Болгарии. В 1989 году- турне по Западной Германии, когда немцы восторженно рукоплескали "русским джигитам". И в том же году поездка во Францию, во время которой "Каскадер" стал обладателем Гран-при на фестивале нетрадиционных театров в Гренобле. Согласитесь, ошеломляющее начало!
ЗМ: "Мухтарбек, как у Вас появилась идея организовать такой театр, где лошади наравне с людьми являются артистами и создают сценические образы?"
МК: "Идея эта, вернее мечта, зародилась еще у нашего бати (так, по-домашнему, Кантемировы называют своего великого отца). Ему всегда было тесно в 13-ти метровом радиусе цирковой арены, его стихия - это масштаб, простор, зрелищность... Хорошо, что хотя бы мы осуществили эту мечту!"
Быть только наездником в "Каскадере" недостаточно. Все артисты труппы - разносторонние спортсмены - гимнасты, акробаты, мастера рукопашного боя... В этой универсальности залог успешной работы. И она приносила все новые и новые плоды...
В 1990 году в Санкт-Петербурге театр представил на суд зрителя свою новую программу "Россия в седле", а уже в следующем году в Лужниках, на Малой спортивной арене состоялась премьера под названием "Прощай и здравствуй, Русь!" Эта программа заслужила восхищение тысяч зрителей и явилась одним из лучших достижений в творчестве коллектива.
Но, как всегда бывает в России, любой успех имеет и обратную сторону, скрытую от зрителей, но весьма важную в повседневной жизни театра. Проблемы "перестроечного" периода особенно больно сказались на культуре. Лишенные государственных субсидий и правовой поддержки, артисты вынуждены были собственными силами "держаться на плаву". "Каскадеру" было еще труднее, потому что прежде себя "Кантемировцам" приходилось заботиться о своих четвероногих партнерах. А ведь самого главного - собственной базы у коллектива не было, а значит не было нормальных условий содержания, нормальных тренировок, нормальной жизни...
В далеком уже 1989 году "Каскадеру" выделили, было, по решению городских властей, тот самый четвертый павильон в Сокольниках, где ныне прошла выставка "Эквирос-99", но чиновничья администрация парка попросту выжила нежелательных постояльцев самым варварским способом - отключив в зимнюю стужу все коммуникации. Пришлось мыкаться уникальному театру "по городам и весям", арендуя у разного рода хозяев и хозяйчиков, часто не добросовестных, помещения для лошадей и реквизита. Сами артисты по привычке, а вернее, по установившейся у нас дурной традиции, ютились по углам да вагончикам - в невозможных, порой условиях.
В 1993 году правительство Болгарии через "Балкан-турист" пригласило артистов на новые гастроли. Близ Варны, на известном курорте Золотые пески, специально для них была построена площадка под названием "Конный пикник". Выступления наших наездников, красочные костюмированные программы привлекают и местных жителей и иностранных туристов, становятся "гвоздем" курортной программы. И намеченное на ноябрь 1993 года возвращение в Москву отменяется.
Болгарский периода истории театра растянулся на целых шесть лет, в течение которых лишь однажды москвичи могли увидеть своих любимцев - в 1997 году на праздновании 850-летия Москвы, где "Кантемировцы" изображали древнерусских князей и дружинников в праздничном шествии по Тверской и в городе Дмитрове, а сам Мухтарбек Кантемиров в роли Юрия Долгорукова вручил мэру Москвы символический меч в знак единения всех русских земель.
Работая в Болгарии, артисты театра тесно контактировали с коллегами из болгарской Федерации конного спорта, (являясь ее коллективным членом), и болгарского Иппик-клуба. Наши джигиты помогали ставить конные трюки и баталии местным режиссерам. Труппа "Каскадер" обеспечивала культурную программу на Кубке Мира по конкуру в Пловдиве, передав весь гонорар в детские дома Варненского округа. Наши парни и девушки пользовались любовью зрителей и поддержкой властей Варны. На площадках, где выступали "Кантемировцы", звучал шквал аплодисментов и дружное - Браво, братушки!
Долгожданное возвращение "Каскадера" на родину состоялось летом этого года. И она встретила артистов... полным беспределом! На брянской таможне, несмотря на все необходимые документы, предоставленные руководством труппы, фургоны с лошадьми продержали в отстойном тупике четверо суток! Это в июньскую жару, вымогая с артистов деньги за каждое ведро воды... Для сравнения скажем, что в Болгарии и лошадей и имущество театра погрузили бесплатно - в знак добрых чувств и благодарности...
И все-таки дом есть дом - хотелось поскорее встретиться со зрителем, показать новые наработки, пообщаться с коллегами. И тут "Каскадеру" крупно повезло - под свое крыло труппу взяло, или спасло, как хотите, МЧС России - спасатели Сергея Шойгу. По взаимной договоренности на базе Академии гражданской защиты МЧС в Новогорске (Химки) будет размещен учебный конноспортивный центр - конюшни, манежи, подсобные помещения. Здесь курсанты-спасатели будут овладевать навыками верховой езды и работы с конем в условиях бездорожья и труднодоступных районов - всюду, где требуется помощь попавшим в беду людям...
В числе преподавателей такие мэтры конного дела, как Ирбек и Мухтарбек Кантемировы, опытные наездники из труппы театра. Ну и конечно, кроме этого, будут выступления и новые программы.
Все артисты, в хорошем смысле, фанаты своего дела. Театр для них - дом родной, а труппа - единая семья. Иначе здесь и нельзя, лошади забирают человека всего, без остатка. У конников не бывает свободного времени, в общепринятом понятии. И ребята, и девушки привыкли к самообеспечению, и с равным успехом выполняют любую работу. Все им по плечу - стачать сапоги, перетянуть седло, отклепать наборную сбрую или пошить папаху...Конечно же, сами кормят, лечат, чистят, куют своих подопечных. А еще - косят, отбивают денники. Здесь царит единение и взаимовыручка, а общаться с "Кантемировцами" просто удовольствие. С какой радостью рассказывают они о театре, о товарищах, о лошадях... Здесь редко говорят "Я", чаще - "МЫ". Общая черта - огромное уважение к Мухтарбеку - и как к личности, и как к профессионалу. В свои шестьдесят с лишком, он во многом служит примером, поражает отличной спортивной формой -выступает в номерах джигитовки - рубит лозу и лихо вращает шашки в обеих руках...
|
ЗМ: Мухтарбек, что помогает Вам сохранять такую форму - наследственность рода джигитов или специальные тренировки?
МК: "Ну, наследственность, конечно, сказывается - батя прожил до 94-х лет и с коня не слезал чуть не до последнего дня. Но трудиться, конечно, необходимо - все мы занимаемся на снарядах, качаемся, бегаем. Лично я не курю и не пью спиртного, что и другим советую! Ведь джигит - это не просто умение держаться в седле. Это, прежде всего, духовность, кодекс чести, заложенные внутри тебя. Это, если хотите, образ жизни..."
Сам Мухтарбек Кантемиров на коне с малых лет, в совершенстве овладел искусством верховой езды, джигитовки и конных трюков. Вместе с братьями и другими членами труппы "Али-Бек" он снялся в большинстве фильмов, прославившихся конно-батальными сценами. Читателю и зрителю, неискушенному в такой специфике, он наверняка знаком по прекрасному телефильму "Не бойся, я с тобой!", где обаятельный Мухтарбек сыграл одну из главных ролей в компании с Львом Дуровым и звонкоголосым Поладом Бюль-Бюль Оглы.
ЗМ: Мухтарбек, как Вы строите работу с лошадьми, Ваши принципы подготовки четвероногих артистов?
МК: Лично я выбираю лошадей по глазам, далеко не каждый жеребенок способен стать артистом. Необходим особенный характер, ум. Обычно мы берем трехлеток, уже прошедших первоначальную заездку. Наше обучение основано на разумном сочетании ласки и терпения со строгостью. Жестокое обращение или сюсюканье в равной степени портит лошадь, а джигиту, каскадеру нужен конь-друг - послушный, верный, который не подведет в трудную минуту. Многие лошади становятся просто выдающимися личностями, вспомните, хотя бы, феноменального Буяна, известного по фильму "Смелые люди". После съемок этот полюбившийся всем красавец и умница был оставлен в труппе "Али-Бек", где и прослужил верно почни три десятка лет, похоронен с почетом на своей родине - в Терском конном заводе... Нынешний конь Ирбека - Асуан, тоже араб и тоже очень талантлив.
Мухтарбека допоняет директор труппы Анатолий Клименко: "Все лошади у нас - жеребцы. Это помогает избежать определенных трудностей в содержании и работе, но мы никогда не кастрируем их, чтобы не снизить импульса, азарта лошадиного сердца. И еще мы никогда не сдаем "старичков на колбасу", обязательно пристроим в спокойное местечко с хорошим уходом. Например, в будущем учебном центре Академии МЧС, учебная группа будет составлена из наших лошадок..."
Стоит вспомнить добрым словом и терского жеребца Барса, попросту, Барсика (о нем мы писали в пилотном номере нашего журнала), уже десяток лет выходящего на сцену "Ленкома" в известном спектакле "Поминальная молитва". Сначала вместе с Евгением Леоновым, а ныне с Владимиром Стекловым. Артисты "Каскадера" подарили Барсика театру Марка Захарова, и теперь четвероногий артист вполне официально проживает во дворе "Ленкома", в специальной пристройке, где ежедневно вместе с овсом и сеном потребляет изрядную толику бутербродов, щедро поставляемых из театрального буфета сердобольными коллегами...
Люди в "Каскадере" словно драгоценные фрагменты общей мозаики - убери или затушуй кого - и сразу померкнет вся картина. Что сразу бросается в глаза - простота, открытость, полное отсутствие "звездности", хотя звезд здесь хватает. Многие снялись не только в трюковых сценах, но и в главных ролях у известных режиссеров.
После съемок своего "Тихого Дона" Сергей Бондарчук особо отметил работу конных каскадеров. Такого же мнения о "Кантемировцах" и автор "Сибирского цирюльника" Никита Михалков.
В завершении беседы мы задали Мухтарбеку Кантемирову вопрос о том, каковы перспективы у его детища - конного театра "Каскадер".
МК: Цирк начинался с лошади, и без нее сильно обеднеет. Наш отечественный цирк встречает свое 80-ти-летие практически без конных программ - костюмированных пантомим, дрессуры, джигитовки. Причины этому известны - дороговизна постановок. И тут необходима государственная поддержка, иначе конный цирк станет лишь историей. Театры, подобные нашему, где в труппу входят и наездники, и танцовщики и оригинальные трюковики, имеют больше шансов выжить. У нас более широкие возможности общения со зрителем, разнообразнее репертуар - но и мы испытываем огромные трудности, и нам нужна поддержка. Мы все-таки верим, верим в хорошее...
http://www.goldmustang.ru/print.phtml?id=1999-5-05
Умелец
А. ДОЛГОВА.
Вот так - лицом к свету, сидя у своего рабочего стола с нехитрым инструментом, Мухтарбек похож на своего отца, знаменитого Алибека Кантемировича, выдающегося артиста, мэтра, создавшего первый в России конный цирк "Джигиты Осетии "Али-Бек". Сам Мухтарбек, житель нашего Новогорска, не менее знаменит - народный артист России, художественный руководитель московского конного театра "Каскадер". И так же, как его отец, Мухтарбек не знает, что такое сидеть сложа руки.
- Сколько помню отца - всегда за работой, если не выступление и репетиция, то что-то мастерит, ремонтирует в своей маленькой мастерской недалеко от цирковой арены. Кожаные ремешки, уздечки, подпруги, украшения для седел - это он любил придумывать и делать сам для главных цирковых артистов - лошадей. Эта же страсть делает красивыми окружающие предметы, ставшими атрибутами профессиональной деятельности, не дает покоя и Мухтарбеку. Седла, сделанные им, поистине произведения искусства, которым владеют немногие. В мастерской Мухтарбека на почетном месте - отцовское седло, возраст которого перевалили за сотню лет.
- Это семейная реликвия. От папы оно перешло моему брату, Ирбеку, выдающемуся джигиту, народному артисту России. И так же, как и отец, брат был в этом седле до последнего дня. Не зря же осетины говорят: "Джигит и умирает в седле", но в седле проходит и вся его жизнь. Не стало брата - семейная реликвия перешла мне.
Рядом с этим седлом - тружеником, - другое, побогаче, княжеское, старинное, тоже вроде строгое и простое. Но простота эта дорогая: инкрустация из слоновой кости, отделка серебром, изысканный изгиб ленчика. Автор ее, правда, неизвестен. Автор других в мастерской сам хозяин – Мухтарбек Кантемиров.
На снимке: признанный мастер метания холодного оружия Мухтарбек Кантемиров со своим учеником.
В одном лице Мухтарбек и генератор идей, и дизайнер, и снабженец, и производственник. И все получается. Потому что порода такая. В детской книжке был такой Самоделкин, таланта необыкновенного: любую техническую задачу раскалывал, как орешек. Кантемирова Самоделкиным не назовешь. Скорее Самодел, Мастер, для которого, похоже, не существует нерешабельных проблем. Едет на гастроли в Испанию - за неделю овладевает испанским разговорным, провоцируют на драки - становится искусным борцом.
Товарный знак украшает все изделия Кантемирова, потому как любое из них - произведение искусства. Правда, к этому, завершающему штриху, лежит долгий путь.
- Все начинается на птичьем рынке, где мы с помощниками подбираем материал для будущих седел. Цены растут и на металл, и на кожу, а там все же подешевле. Недавно открыл для себя бычью кожу: прочная и узор рельефно ложится.
Но кожа - это уже одежда для седла, в нее наряжают в последнюю очередь. Сначала идет сборка. Основа конструкции - ленчик. Его прочный скелет составляют две деревянные полки, скрепленные металлическими луками (дугами). Их соединяет кожаный живец, ремень, на котором держится оснастка для лошади: подпруга, подперсья и: подушки из войлока в кожаных мешках для всадника.
- Кожа - главный материал в наряде седла. В одном седле ее - на несколько килограммов, причем разной толщины, в зависимости от предназначения детали. На основание сидения идет кожа толщиной 3,5 - 4,5 миллиметра, на козырьки - не менее 2,5 миллиметра. Толщина крыльев - 3-4 миллиметра. Тонкая кожа в 2 миллиметра используется для потников крыши и потника, верхней одежды седла, которая должна выглядеть наиболее эффектно.
Отделку кожи узором я называю чеканкой. Для набивки орнамента использую металлические стержни, похожие на большие гвозди с наконечниками простых рисунков: звездочки, подковки, треугольник, листики... всего примерно 40 видов. Часть сделал сам, другие покупал в разных странах и городах.
А дальше, как может показаться неискушенному, все просто: прикладывай к коже в определенной очередности гвоздики да постукивай по шляпкам молотком, - и рисунок сам поплывет из-под железной "кисти", сплетаясь в затейливый хоровод, как девичьи венки на речной глади. Только иногда приложит мастер штангенциркуль к изделию, но главное мерило - зоркий глаз и природный вкус. Артист и в жизни, и в профессии, он очень точно видит красоту, зная, что главный ее признак - чувство меры.
- Есть у меня седло дивной работы, я его называю парадно-выходное, носит имя Сокол. Вот уж действительно произведение искусства. Автор - мой ученик, Анатолий Лунин, скульптор по профессии, украсил соколиным изображением из бронзы все детали конной упряжи.
Хищная птичка примостилась на передней луке седла, взлетела на подпруги, присела на стремена, - изогнутый клюв и гипнотизирующий взор пернатого охотника будто преследуют добычу, готовясь раньше хозяина настичь ее. Под стать упряжи - потник из тонкого полотна, вытканный золотом.
Совсем недавно Сокол выезжал в свет на Эмире, славном коне Мухтарбека. Театрализованное представление у мэрии Москвы в честь дня города собрало тысячи зрителей. Все они могли увидеть гордое шествие Святого Георгия Победоносца на белом коне, а в жизни - народного артиста России Мухтарбека Кантемирова, наделенного божественным даром быть талантливым во всем.
26.12.2001
http://www.mosoblpress.ru/vpered
Сайт о Мухтарбеке Кантемирове и конном театре "Каскадёр"
http://kaskader4.livejournal.com/
Рекомендуем также почитать интересное интервью с М.Кантемировым на
http://afield.org.ua/pub7/svichkar4_1.phtml
а также книгу о Мухтарбеке и других Кантемировых на
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=220950