Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English



Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru





Rambler's Top100 Индекс цитирования

Особенности генеалогии осетин
< назад  Комментарии к статье (17)      Версия для печати

Ведя разговор о каком-то определённом народе, как этносе, мы в первую очередь всегда подразумеваем культуру этого народа, сформированную на протяжении веков или тысячелетий. Она как бы определяет лицо этого народа, и в основном по ней окружающие создают для себя портрет данного этноса.  

Мы, осетины, также по праву гордимся культурой своего народа, его характерными особенностями и уникальностью, его богатой историей и выдающимися личностями.  

И хотелось бы, чтобы читателями данного материала эти понятия ни в коей мере не смешивались с некоторыми генеалогическими особенностями и расхождениями, о которых идёт разговор ниже. Это - совершенно разные сферы. В мире нет ни одного народа, который бы по своему происхождению был однороден. Каждый народ изначально формировался из различных по происхождению групп, волею судьбы объединившихся на определённой территории. И если русский народ формировался при смешании славянских, татарских, финно-угорских, сарматских, семитских и других этнических групп, никому сегодня и в голову не прийдёт называть его иначе, чем великий русский народ.  

 

Итак, каждый народ имеет свою генеалогию, своеобразный изначальный биологический материал, из которого формировался данный этнос.  

 

Генетические исследования осетин публиковались в статьях Насидзе (северные осетины), Уэллса (осетины Грузии) и Россера. Кроме того, в интернете можно найти некоторые результаты пока не опубликованного исследования группы Балановских, представленные на стендовом докладе в ходе прошлогодней конференции генетиков в Москве.  

 

Согласно данным этих исследований, преобладающей гаплогруппой у осетин является G (порядка 60-70%), за которой следуют гаплогруппа J2 (порядка 20%) и R1b (разброс от 4 до 40% у разных авторов). Имеются также и другие гаплогруппы (Е, J1, R1a, I и др.), представленные в небольших количествах.  

 

Помимо данных, опубликованных в научных статьях, на сегодняшний день известны гаплотипы восьмерых осетин, протестированных в индивидуальном порядке компанией Family Tree DNA и другими. Из них три гаплотипа принадлежат к гаплогруппе J2, по два – к гаплогтуппам G и R1b и один – к гаплогруппе E.  

Сопоставляя данные генетических исследований с народными преданиями о происхождении осетинских фамилий, уже сегодня можно сделать некоторые предположения о генетическом составе различных осетинских подгрупп.  

По предварительным данным, большинство осетин-иронцев, возводящих себя по преданиям к легендарному Ос-Багатару, принадлежат к гаплогруппе G, некоторые фамилии туальского происхождения, в том числе потомки легендарного Хетага – к гаплогруппе J2, а дигорские фамилии, ведущие свою родословную от легендарного Бадeла – к гаплогруппе R1b.  

В ряде случаев результаты тестирования говорят о генетическом родство между представителями различных субэтнических групп осетин. К примеру были обнаружены близкие по происхождению гаплотипы R1b и G у дигорцев и у южных осетин Ксанского ущелья.  

 

Схожие гаплотипы J2 наблюдаются среди некоторых иронцев туальского и нетуальского происхождения, а также среди дигорцев. Гаплогруппа Е, которая по данным научных исследований встречается в основном среди южных осетин, была обнаружена также среди дигорцев.  

Помимо внутриосетинского родства, по подробным (37- или 67-маркерным) гаплотипам можно бывает также оценить степень родства осетин с представителями других народов, как кавказских, так и европейских или ближневосточных.  

 

Отдельный интерес представляет вопрос о том, подтверждает ли ДНК генеалогия родство осетин с ираноязычными племенами скифов, сарматов и алан. На сегодняшний день ответить на этот вопрос не представляется возможным, прежде всего потому что мы пока не знаем, какие гаплотипы или гаплогруппы встречались у этих древних народов.  

Точно определить их можно было бы лишь по результатам анализа ДНК из древних захоронений, но таких данных по ираноязычным племенам Кавказа или Причерноморья пока нет. Помимо древних ДНК, оценить родство осетин с аланами можно было бы, сравнивая осетинские гаплотипы с гаплотипами тех этнических групп или отдельных фамилий, которые, согласно сохранившимся историческим свидетельствам, с большой долей вероятности происходят от алан. Среди них можно назвать этногруппы венгерских ясов и монгольских/китайских асутов, а также грузинские фамилии Багратиони (потомки Давида Сослана), Сидамон-Эристави (потомки Сидамона) и другие.  

К сожалению эти данные пока также отсутствуют. Косвенно о родстве осетин с сармато-аланскими племенами свидетельствует то, что практически все обнаруженные осетинские гаплотипы имеют родственные европейские гаплотипы, общие предки которых жили порядка 1500-2000 лет назад, т.е. как раз во времена сармато-аланских миграций с Кавказа на запад.  

 

Поскольку известных осетинских гаплотипов пока еще очень мало, каждый новый гаплотип позволяет узнать что-то новое не только о фамилии тестируемого, но и о других родственных фамилиях, а также обо всем осетинском этносе в целом.  

В идеале было бы желательно, если бы каждая осетинская фамилия протестировалась, поскольку ДНК генеалогия уже является на сегодняшний день неотъемлемой частью общей генеалогии, дополняя ее точными экспериментальными данными о степени генетического родства. В случае осетин, сохранивших множество преданий о происхождении различных фамилий, сочетание традиционной генеалогии с ДНК тестированием позволит значительно дополнить и детализировать генеалогическую информацию, выявляя новые родственные связи и добавляя часто недостающую информацию о времени жизни общего предка.  

Так, например, генетическое тестирование может пролить свет на историю фамилий Нарской котловины, большинство из которых, по преданию, происходят от Хетага. Также, весьма интересным будет сравнительный анализ генеалогии представителей фамилий Алагирского общества и Мамисонцев. И различие в диалектах на такой небольшой территории может оказаться подтверждением различия в происхождении.  

Имея достаточную базу результатов по различным осетинским обществам, можно будет сделать какие-то предположения относительно судьбы народа Кобанской культуры. Ведь последние находки археологов ещё раз подвердили факт проживания в горах Осетии древнего народа с высокоразвитой культурой. Он не мог испариться после пришествия на Кавказ аланов.  

Кстати, остаётся открытым вопрос, были ли аланы/сарматы однородной массой родственных племён, или же (что более вероятно) они были своеобразным конгломератом племён различного происхождения. Это также можно будет с большой точностью определить со временем, когда базы данных по осетинам и другим народам станут достаточно широкими для более точного сравнительного анализа. 

Так что исследования ДНК открывает непочатый край работы для историков и краеведов.  

 

Словом, полученная информация будет представлять большой интерес как для самого тестируемого, так и для остальных осетин, а также для специалистов по осетинской истории и этнографии. 

 

Руслан Кучиты 

 



 Комментарии к статье (17)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины