Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English



Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru





Rambler's Top100 Индекс цитирования

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ОСЕТИИ
< назад  Комментарии к статье (0)      Версия для печати

Связанный глубокими корнями с жизнью и бытом народа, музыкальный фольклор осетин имеет многовековую историю. 

 

Однако становление профессиональной музыкально-танцевальной культуры Северной Осетии приходится на 20-е-30-е годы XX века. В это время руководители Осетинского историко-филологического общества Б. Алборов и Г. Дзагуров, осознавая необходимость системного изучения и записи произведений осетинской народной музыки, в 1921-1922 гг. привлекли к записи осетинских песен и танцевальной музыки выпускника Петербургской консерватории, ученика Н. Римского-Корсакова Павла Богдановича Мамулова. П. Мамулов отмечал глубину и оригинальность осетинской народной музыки. Колыбелью ее он считал величавый нартский эпос, богатый, глубокий фольклор, тяжелый, но в тоже время полный юмора быт осетинского народа. 

 

По приглашению Осетинского научно-исследовательского института краеведения в Северной Осетии с 1926 г. запись осетинского музыкального фольклора осуществлял видный грузинский композитор В. Долидзе, который за два года записал 250 народных песен. Он приступил также к созданию осетинской национальной оперы. В качестве либретто он использовал драму А. Кубалова «Смерть Алгуза». Задуманная опера получила название «Замира». Сцены из «Замиры» в виде отдельных арий и дуэтов неоднократно с успехом исполнялись во Владикавказе, Баку и Тбилиси. Большой интерес представляет переложение композитором 14 народных мелодий для симфонического оркестра, которые всегда находились в активном оркестровом исполнении. Музыкальные произведения для хора и оркестра писал композитор Б. Галаев. Он же вел обработку осетинских народных песен. 

 

В 30-е годы закладывается фундамент осетинской профессиональной музыки. Государственная забота о воспитании национальных музыкальных кадров проявилась в создании ряда учебных заведений и исполнительских коллективов – Детской музыкальной школы (1935), Музыкального училища (1938), Осетинской оперной студии при Московской консерватории (1940), Осетинского музыкального ансамбля и оркестра при Комитете радиовещания (1935), Государственного ансамбля песни и пляски (1938). 

Первые профессиональные исполнительские коллективы – Вокальный ансамбль радио под управлением Ахполата Аликова и хор Ансамбля песни и пляски под управлением Татаркана Кокойти – популяризировали революционные, народные и современные песни. Важное место в хоровом репертуаре занимали сочинения осетинских авторов. Песни А. Аликова, Т. Кокойти, А. Тотиева на стихи осетинских поэтов воспевали новую жизнь простых тружеников, интонационно опираясь на осетинский песенно-танцевальный фольклор. Таковы «Фиййагдон» Т. Кокойти, «Наша любимая Родина» А. Гулуева, «Песня» А. Тотиева и др. По сей день остаются репертуарными вокально-хоровые обработки песен на стихи К. Хетагурова – «Хъуыбады» А. Аликова, «Зонын» А. Тотиева, «Афсати» Е. Колесникова.  

Существенную роль в развитии национальной музыкальной культуры сыграл Осетинский драматический театр, к спектаклям которого писал музыку Т. Кокойти «Две сестры» -1936, «Коста» - 1939, «Братья», «Дети рабыни» и «Потомок Сырдона» - 1930) и А.Поляниченко «Свадьба», «Земля», «К жизни», «Молодая невестка». 

В области камерной вокальной, инструментальной и оркестровой музыки творил Александр Поляниченко, композитор и скрипач. Им были написаны фортепианные пьесы, романсы, оркестровые рапсодии – «Осетинская», «Фандыр», «Осетинский марш». 

 

Активно работали по сбору и записи осетинского музыкального фольклора А. Аликов, А. Тотиев, Т. Кокойти и А. Поляниченко. Эти же музыканты вошли в состав организованного в 1939 г. Северо-Осетинского отделения Союза композиторов СССР. 

Яркой звездой блеснул талант Заура Гаглоева (1917-1941) – студента композиторского отделения Ленинградской консерватории, погибшего на фронте. Заур Гаглоев за свою короткую недолгую творческую жизнь создал фортепианные вариации, трио для скрипки, виолончели и фортепиано, песни и хоры на стихи осетинских поэтов, записал и обработал несколько фольклорных мелодий для фортепиано. Фортепианное трио, написанное молодым музыкантом на первом курсе (1940) – это первое в осетинской музыке камерно-инструментальное сочинение, в котором национальное начало органично и ярко претворено в формах европейского музыкального профессионализма. 

 

В послевоенные годы совершенствуется музыкальное мастерство музыкальных коллективов республики, укрепляется их профессиональная и материальная база. Открытое в 1947 г. музыкально-педагогическое училище осуществляло подготовку кадров для художественных коллективов и музыкальных школ. В ноябре 1945 г. была организована Северо-Осетинская госфилармония. В нее вошли симфонический оркестр, ансамбль песни и пляски, оперный ансамбль. Большую популярность в это время завоевал у слушателей оркестр народных инструментов Северо-Осетинского радио, исполнявший произведения композиторов Северного Кавказа. Наличие развитой музыкальной базы позволяло приглашать многих выдающихся музыкантов Союза. 

 

Музыка в Северной Осетии в меньшей мере, чем другие виды искусства, испытывала идейно-политическое давление. Более того, развитие ее поощрялось. Благосклонное внимание официальной критики к творчеству уже известных музыкантов и композиторов - Т. Кокойти, Х. Плиева, И. Габараева, Д. Хаханова, С. Поляниченко способствовало развитию осетинской камерной и симфонической музыки. Ярким событием в музыкальной жизни республики явилось исполнение в 1950 году Северо-Осетинским симфоническим оркестром симфонии Т. Кокойти. Музыкальное искусство поднялось в эти годы на качественно новую ступень, пройдя путь от простых обработок народных песен до создания сложных музыкальных произведений различных жанров и форм. Наряду со старшим поколением появляется и более молодое и, безусловно, талантливое поколение композиторов таких как: Ф. Алборов, З. Хабалова, Р. Цорионти. 

В 50-60-годы многое в музыкальной жизни республики происходило впервые. В эти годы были созданы и первая одноактная опера «Коста» и первая оперетта «Весенняя песня» Х. Плиева, первые балеты «Ацамаз и Агунда», «Хетаг» Х. Плиева, опера «Азау» И. Габараева. С музыки И. Габараева к фильму «Сын Иристона» начинается многолетнее сотрудничество осетинских композиторов с кинематографом. Одним из них был симфонический оркестр Северо-Осетинской филармонии, возглавляемый Павлом Ядых. Коллектив исполнял симфонические произведения И. Габараева, Л. Кануковой, Т. Кокойти. Наличие высокопрофессионального коллектива давало возможность организовывать авторские и творческие концерты мастеров музыкального искусства М. Кажлаева, Т. Хренникова, Ш. Чалаева, А. Эшпая. В разные годы с неизменным успехом с оркестром работали дирижеры В. Дударова, В. Гергиев. 

 

В музыкальной жизни республики немаловажную роль играет оркестр народных инструментов, который с 1966 г. возглавляет Булат Газданов - одаренный исполнитель, талантливый композитор и аранжировщик, знаток и собиратель осетинского музыкального фольклора. Булат бережно обрабатывал национальные мелодии, сделав их достоянием профессионального музыкального искусства. Игру многих работавших в оркестре музыкантов - Д. Агаевой, З. Агнаевой, Р. Агкацевой, Т. Бердиева, Н. Бессонова, Р. Гуриевой, Л. Кодзасовой – отличало высокое мастерство. С оркестром любили выступать и популярные певцы Владимир Баллаев, Ким Суанов, Светлана Медоева и многие другие исполнители. 

 

Все большую популярность завоевывала лирическая песня. Человек, с его настроением, переживаниями, становится объектом художественного воплощения. Композиторы пишут музыку для одного или нескольких исполнителей в сопровождении гармоники, баяна, эстрадного оркестра. Большой вклад в развитие осетинской эстрады внесли А. Бериев, Б. Газданов, А. Кокойти, М. Купеева, Д. Хаханов, Р. Цорионти. Их песни со временем не утратили привлекательности благодаря искренности и ясности музыкального языка. 

 

Во второй половине 80-х – 90-е годы музыкальная культура Осетии достигла значительных высот, как в области композиторского творчества, так и в исполнительском искусстве. Произведения Х. Плиева, Д. Хаханова, И. Габараева, Ф. Алборова с успехом исполняются на различных сценах, становятся известными и популярными у широкой зрительской аудитории. На смену старшему поколению приходит молодая плеяда молодых, талантливых композиторов. Среди них: А. Макоев, Ж. Плиева, Л. Канукова, Н. Кабоев, Б. Кокаев, Л. Ефимцова. Яркая творческая индивидуальность и профессионализм молодых музыкантов позволили им завоевать ряд престижных премий и наград. Л. Канукова стала обладательницей первой премии международного конкурса композиторов в Швейцарии, Ж. Плиева в 1993 г. получила специальный приз на II международном конкурсе произведений для двух фортепиано в Токио, З. Хабалова в 1995 г. стала лауреатом первой премии ЮНЕСКО «Манас – 1000», Т. Сохиев занял второе место на международном конкурсе дирижеров им. С. Прокофьева в Санкт-Петербурге (1999). 

 

В республике продолжали развиваться профессиональные музыкальные коллективы – старейший на Северном Кавказе симфонический оркестр филармонии ( главный дирижер – народный артист РФ П. Ядых, дирижер – заслуженный артист РСО – Алания К. Баскаев), Музыкальный театр (главный дирижер – заслуженный деятель искусств РСО – Алания – П. Панасян, главный режиссер – заслуженный деятель искусство РФ – Ю. Леков, дирижер – заслуженный деятель искусств РСО – Алания – А. Брискин, хормейстер – заслуженный деятель искусств РСО – Алания З. Дзуцати), оркестр народных инструментов под управлением заслуженного артиста РФ Б. Газданова. 

 

В творчестве Осетии приоритетными остаются крупные формы. Заметным явлением культурной жизни республики стали постановки оперы «Фатима» по одноименной поэме К. Хетагурова и оперы «Тауче» Христофора Плиева, оперы «Зов земли» и оперы-балета «Поляна влюбленных» Р. Цорионти. 

Ярко выразили себя композиторы Осетии в жанрах хоровой и камерной музыки. Успешному развитию хоровой музыки способствует наличие в республике камерного хора «Алания» под руководством А. Ходовой. Этот хоровой коллектив вошел в число ведущих музыкальных коллективов России. В программах хора многообразно представлена осетинская, русская и западная хоровая музыка. 

 

Представители композиторской школы Осетии много работают и над созданием музыки к кинофильмам и спектаклям. Ж. Плиева за музыку, написанную к анимационному фильму «Волшебная свирель». За музыку к спектаклю «Отверженный ангел» театра «Нарты» А Макоев был удостоен Государственной премии им. К. Хетагурова, музыка Ф. Алборова к кинофильму «Легенда горы Тбау» , также была отмечена этой премией. 

К середине 90-х годов в музыкальной культуре Осетии уверенно утверждается новое направление - современная осетинская эстрада и джаз. Инициатором и вдохновителем этого движения стал Н. Кабоев. 

 

К концу 90-х годов Владикавказ превращается в северокавказский центр по проведению традиционных музыкальных конкурсов и фестивалей. Популярность и признание получают такие конкурсы, как «Звездочка Осетии» и «Наши надежды». Яркими и традиционными событиями для республики становятся выступления солистов Мариинского театра и Академии молодых певцов Санкт-Петербурга «Золотые голоса России» - под руководством Л. Гергиевой и симфонического оркестра Мариинского театра под управлением народного артиста РФ В. Гергиева. Благодаря инициативе и стараниями В. Гергиева в 1996 г., во Владикавказе успешно прошел международный фестиваль искусств «Мир Кавказу». Видный деятель российской и мировой культуры В. Гергиев тесно связан с культурой Осетии. Он много внимания уделяет творческому развитию воспитанников Владикавказского училища искусств, носящему его имя.  

 

http://www.teatrrso.ru/txt.php?nc=one&id=9&p=0 

 

 



 Комментарии к статье (0)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины