Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English



Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru





Rambler's Top100 Индекс цитирования

Варзиев Хаджисмел
< назад  Комментарии к статье (8)      Версия для печати

Варзиев Хаджисмел Петрович  

(1938-2011) 

Известный в стране балетмейстер, хореограф. 

Многолетний солист и художественный руководитель Государственного ансамбля народного танца  

Северной Осетии "АЛАН". 

Народный артист Северной Осетии. 

Автор и постановщик знаменитой хореографической сюиты "Шой" и многих других постановок. 

 

 

 
Хаджисмел Петрович Варзиев (1938-2011) – заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист СО АССР (Северной Осетии), советский и российский балетмейстер, хореограф; первый дипломированный балетмейстер Северной Осетии высшего классического хореографического образования по специальности «Режиссура балета», квалификации «Режиссер-постановщик» балетмейстерского факультета.  

 

Ярчайшая фигура в хореографическом искусстве Осетии, самый молодой среди признанных балетмейстеров-постановщиков СССР конца 60-ых начала 70-ых годов 20 века, которого инициатор основания кафедры балетмейстерского факультета ГИТИСа народный артист СССР Захаров Р.В. в своей книге «Записки балетмейстера» причислил к элите балетмейстеров-народников наряду с мэтрами Т.Устиновой, Н.Надеждиной, П.Вирским, И.Моисеевым и другими;  

 

После выступления в составе Государственного ансамбля песни и танца Северной Осетии на Декаде искусства и литературы Северной Осетии в Москве в 1960 году, руководство ансамбля передало ему все ведущие партии солистов ансамбля Батырбека Сопоева и Бексултана Торчинова. А в декабре того же 1960 года он становиться дипломантом I-го Всероссийского фестиваля артистов эстрады составе группы исполнителей танца «Джигиты». Следующий успех состоялся в 1962 году, когда в 24 года он получает диплом 3-ей степени на II-ом Всероссийском фестивале артистов эстрады, являясь не только автором и основателем танца «Поединок» - первой в его карьере постановочной работы, но и исполнителем (партнеры Зоя Гониева и Гамид Чихтисов). 

 

 

На снимке: Колонный зал Дома Союзов, 1958 год. Х.Варзиев солирует в аджарском танце "Гандаган"  

 

В 1964 году, бросив на пике блистательную карьеру танцора, работая все ведущие партии в ансамбле, Хаджисмел Варзиев, несмотря на запреты со стороны руководства ансамбля и Республики, уезжает в Москву, где Министерством культуры РСФСР направляется на стажировку в Государственный ансамбль народного танца СССР под руководством И.Моисеева. Затем, не имея целевого направления от республики, он все-таки поступает в Государственный институт театрального искусства им. Луначарского (ГИТИС). После окончания 2-ого курса, наступает период периодических приглашений Министерства культуры СОАССР на студенческую практику в Государственный ансамбль песни и танца Северной Осетии с целью практической постановочной помощи в улучшении репертуара хореографической группы ансамбля. 

 

 

На снимке: Х.Варзиев солирует в армянском танце. 1956 год.  

 

 

В ГИТИСе постановочный талант Хаджисмела Варзиева педагоги оценили по достоинству.  

Во время поступления комиссия одобрила либретто к трехактному спектаклю «Сыновья Бата». 

На 1-ом курсе хореографическая сценка, поставленная по осетинскому народному танцевальному материалу «Дочь гор» оценена на "отлично".  

На 2-ом курсе две сложные разнохарактерные сцены из 3-его акта балета "Кавказский пленник" оценены на «хорошо» и «отлично». В этот же период Варзиев готовит композиционный план к музыкально-хореографической композиции «Шой», в подборе музыки к которой содействует концертмейстер Мамулова (имя и отчество не установлено), дочь известного собирателя музыкального фольклора Мамулова Павла Богдановича, профессионального музыкального специалиста, ученика Н.А.Римского-Корсакова, который перемещаясь по Осетии, записал собранный музыкальный материал.  

На 3-ем курсе, вынесенная на суд педагогов ГИТИСА хореографическая композиция «Мать» поставленная для Государственного ансамбля песни и танца СОАССР получает оценку «отлично».  

Эту работу Государственный ансамбль песни и танца Северной Осетии везет для показа в городе Ленинграде и Ленинградской области во время Дней Северной Осетии. Работу «Мать» студент Хаджисмел Варзиев осуществил в период студенческой практики в Государственном ансамбле песни и танца СО АССР, на которую был направлен на основании письма-запроса на имя ректора ГИТИСа от Министерства культуры СО АССР для формирования репертуара.  

Кроме того, 3-ий курс ГИТИСа в карьере Хаджисмела Варзиева породил работу сольного характера - танец «Тур» в исполнении заслуженного артиста РСФСР солиста «Большого театра» Александра Лавренюка. Автором сложного оригинального музыкального сопровождения являлся выпускник теоретико-композиторского факультета Московской консерватории Эдуард Артемьев, ставший впоследствии величиной во всероссийском композиторском искусстве. Говоря о студенческом периоде 3-его курса, нельзя не отметить третий выпущенный на суд зрителей танец, кардинально отличавшийся от предыдущих работ – музыкально-хореографическая композиция «Шой», включенная в репертуар Государственного ансамбля песни и танца СО АССР, ставшая флагманом обрядовой хореографии Осетии. 

 

На 4-ом курсе все творчество было посвящено подготовке Государственного ансамбля песни и танца СОАССР к выступлению на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии в Болгарии, куда был включен сольный парный номер «Лирический дуэт». Именно за постановку «Лирический дуэт». Председатель международного жюри выдающийся советский балетмейстер народная артистка СССР Татьяна Алексеевна Устинова вручила Х.П. Варзиеву диплом «Лучший балетмейстер Фестиваля».  

 

На 5-ом курсе Хаджисмел Варзиев уделил внимание подготовке репертуара для Государственного ансамбля народного танца СОАССР к гастрольной поездке по городам республикам Средней Азии и Казахстану. В этот же период Хаджисмел Варзиев проводит реформы по усовершенствованию методики построения репетиционного процесса, став основоположником современной школы балетмейстерского искусства в осетинской народной танцевальной культуре, жестко подчинив постановочный процесс законам драматургии и, усилив действо авторскими приемами передачи сюжетности. Эти приемы наглядно продемонстрированы в знаковых постановках – «Поединок», «Шой», «Мать», «Лирический дуэт» («Плавный танец» и «Приглашение»), «Симд» (авторская версия) и др.  

 

Возглавив в 1968 году Государственный ансамбль песни и танца Северной Осетии, Хаджисмел Варзиев, профессионально оценив взаимодействие хора и танцевальной группы ансамбля в достижении общего результата, принял решение реорганизовать коллектив в Государственный ансамбль народного танца Северной Осетии, дав ему имя «Алан». Это решение было оправдано фактическими успехами.  

 

В 1972 году Министерство культуры СССР (Министр Е.А.Фурцева), организовывая «Курсы повышения квалификации балетмейстеров Кавказа и Приволжья», привлекло Х.П.Варзиева в состав приемной и экзаменационной комиссий, куда входили: народный артист СССР профессор Р. В. Захаров, народный артист РСФСР А. А. Лапаури, инспектор министерства культуры СССР А.В.Морозова, педагоги Большого театра: народная артистка СССР Н.И.Сорокина и народная артистка РСФСР профессор Т.С.Ткаченко, педагог ГИТИСа А.С.Шапран.  

 

Являясь ответственным за организацию курсов, педагог-лектор Х. П. Варзиев получает лекционный курс дисциплине «Искусство балетмейстера» в объеме 82 часов. Для сравнения: А.А.Лапаури - «Композиция» - 62 часа; Р.В.Захаров - «Искусствоведение» - 40 часов; Т.С.Ткаченко - «Разработка и запись танца» - 20 часов;  

 

В знак признания ему пожимали руку и вручали награды видные деятели культуры: Фурцева Екатерина Алексеевна - министр культуры СССР и Демичев Петр Николаевич - Секретарь ЦК КПСС; выдающиеся личности и мэтры хореографического искусства: Корень Сергей Гаврилович - заслуженный артист РСФСР, балетмейстер-репетитор Большого театра; Захаров Ростислав Владимирович (народный артист СССР), Устинова Татьяна Алексеевна (народная артистка СССР) художественный руководитель народного хора им. Пятницкого; педагоги Большого театра: Ткаченко Тамара Степановна (народная артистка РСФСР) и Стручкова Раиса Степановна (народная артистка СССР); Вирский Павел Павлович (народный артист СССР) художественный руководитель Государственного академического ансамбля Украины; Курбет Владимир Кузьмич (народный артист СССР) художественный руководитель Государственного академического ансамбля «Жок»; Лавренюк Александр Александрович (народный артист РСФСР) - солист Большого Театра и многие другие деятели хореографического искусства.  

 

 

На снимке: Выступления адыгейского ансмбля "НАЛЬМЭС" в Праге. В центре -художественный руководитель Хаджисмел Варзиев  

 

К его помощи в самые тяжелые и ответственные периоды своего творчества обращались Государственные ансамбли народного танца «Алан» Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республики и «Нальмес» Адыгейской автономной области и руководители многих ведущих коллективов Северной Осетии. Его мастерство было востребовано организаторами Международных, Всесоюзных и Всероссийских фестивалей в хореографическом искусстве, а также многими учреждениями культуры регионов СССР и России, среди них его детище – знаменитый Международный Фестиваль народного танца «Зори Алании».  

 

На правах некролога  

Всегда дисциплинированный и чрезвычайно галантный Хаджисмел Петрович Варзиев запомнился коллегам и друзьям, как человек непритязательный вне работы и непоколебимо жесткий в профессии. По воспоминаниям очевидцев вдохновение посещало его везде и внезапно, стоя и сидя, во время переговоров и на отдыхе, когда он мог неожиданно для окружающих что-то насвистывать себе под нос, одновременно имитируя ногами какие-то движения. Это было его естественным состоянием.  

 

Сослан Варзиев: «Сослан Варзиев: «Нам регулярно приходили телеграммы от профессора ГИТИСа Р.В.Захарова, в которых в точности был одинаково традиционный текст «Дорогой Хаджи, позвоните мне домой. Профессор Захаров». И каждый раз телефонный разговор заканчивался уговорами не терять своих перспектив, вернуться в Москву и приступать к серьезным работам. Что имел в виду, мне остается неясным. Мне признался А.А.Лавренюк, заслуженный артист РСФСР (1976 г.), главный дирижер театра балета Ю.Н.Григоровича - «… то, что сочинял Хаджи, исполнить было почти невозможно. Для меня к тому времени опытному танцовщику, работа в танце «Тур» - было испытанием на прочность». Затем добавил, что: «… видимо, учитывая мастерство Хаджи, профессор Р.В.Захаров имел несравнимо большие планы на вашего отца, чем быть главным балетмейстером в государственном ансамбле вашей республики и поэтому хотел, чтобы ваш отец работал в Москве…». Звонки и телеграммы шли нам со всех регионов СССР. Отца приглашали возглавить существующие государственные коллективы и во вновь создаваемые.  

Но мой отец выбрал родную Осетию. 

 

В последний год своей жизни он сожалел о том, что для своих молодых коллег и учеников первого не оказал должного внимания в деле повышения их постановочного мастерства - очень важного в деле сохранения и тем более развития жанра «народный танец». К сожалению, остались не до конца осознанными со стороны чиновников от культуры его идеи по созданию «Союза балетмейстеров» (1971г), а впоследствии «Хореографического общества» (1988г) и далее «Балетмейстерской мастерской» (2008г) – организаций, объединяющих всех специалистов занятых развитием и совершенствованием мастерства балетмейстеров Осетии. 

 

Все эти долгие годы он надеялся на то, что общественность и общество спохватиться и осознает тот ущерб, который был нанесен осетинскому народному танцу в течение десятков лет. Цитирую его слова: «… это урон нанесен невежественными и безграмотными в хореографическом искусстве и народной танцевальной культуре людьми, от которых зависела и страдала культура народного осетинского танца».  

 

Кто знает, как сложилась бы карьера Хаджисмела Варзиева, не оставь он блистательную карьеру танцора, когда с 1961 года по 1964 года он работал все сольные партии ведущих солистов Сопоева, Сланова и Торчинова. Или может успешнее сложилась его карьера балетмейстера, останься он после ГИТИСа в Москве? Неизвестно.»  

 

Хаджисмел Петрович Варзиев прожил творчески яркую жизнь, оставшись в истории Северной Осетии бесспорным мэтром в балетмейстерском искусстве, обладателем самого внушительного в Осетии послужного списка успешной хореографической деятельности осуществленной за удивительно короткий срок с 1966 по 1971 годы. Свой последний методический труд – новую редакцию танца «Хонга» Хаджисмел Петрович Варзиев сочинил в больнице перед своей последней операцией, а свое последнее служебное совещание с сотрудниками в качестве действующего директора Республиканского центра народного творчества он провел у себя на квартире в постельной койке, находясь в тяжелейшем состоянии под действием сильного обезболивающего средства.  

 

Вся его жизнь была пропитана единственно важным для него делом - служению искусству своего народа, в жертву которому он принес всего себя. Не успев по объективным причинам реализовать намеченные крупные преобразования в деле совершенствования хореографического искусства и сохранения осетинской народной танцевальной культуры, он успел оставить своему народу наследие, которое позволяет сегодня развивать в Осетии искусство балетмейстера, мастерство исполнителя и компетентность зрителя 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хистæры ракафт, 2000. 

 

 

 

 

 

 



 Комментарии к статье (8)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины