Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English



Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru





Rambler's Top100 Индекс цитирования

Сопоев Борис
< назад  Комментарии к статье (3)      Версия для печати

Сопоев Борис (Батырбек) Александрович  

(1915-2003) 

Заслуженный артист России, солист ансамбля "Алан", участник Великой Отечественной войны. 

 

 

 
24 апреля 2015 г. в 15.00 в Музее театрального искусства (ул.Горького,30) состоится открытие выставки, приуроченной к 100-летию со дня рождения легенды осетинского танцевального искусства, заслуженного артиста России, народного артиста Северной Осетии Батырбека Александровича Сопоева.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100-лет со дня рождения легенды осетинского танцевального искусства, заслуженного артиста России, народного артиста Северной Осетии Батырбека Александровича Сопоева .  

 

Всегда подтянутый, по-мужски красивый и величественный в танце…Таким Батырбек Сопоев – легенда осетинского танцевального искусства, заслуженный артист России, народный артист Северной Осетии - и остался в памяти всех тех, кто его знал и видел на сцене. Пожалуй, в Осетии трудно найти человека, который бы не восхищался высоким исполнительским мастерством этого танцора-самородка, в свои 82 года на зависть многим молодым артистам танцевавшего еще на носках. Имя Батырбека Сопоева у большинства ассоциируется с танцем «Ханты цагъд», в степенной и грациозной манере исполнения которого слились воедино и мастерство артиста, и внутренняя интеллигентность, и благородство. Не случайно каждое выступление Сопоева с этим его «коронным» номером проходило под несмолкающие овации зрителей, стоя смотревших весь танец. Без малого 70 лет жизни отдал сцене Батырбек Сопоев. Это ли не поистине яркий пример беззаветного служения осетинской культуре?  

 

Батырбек Александрович Сопоев родился 24 апреля 1915г. в с.Хумалаг в простой крестьянской семье, уже школьником участвовал в художественной самодеятельности. Но всерьез стал задумываться о своем будущем, когда в 1930 году на смотре самодеятельных артистов во Владикавказе был удостоен приза лучшего танцора. Это событие, пожалуй, и явилось отправной точкой в его долгой творческой биографии. В 1934 году Батырбек стал танцором ансамбля танца театра московской эстрады, а затем работал уже в составе другого коллектива - ансамбля Наркомата путей сообщения. Но наступил 1941 год и Батырбек Сопоев ушел добровольцем на фронт, участвовал в боях на Юго-Западном и II-м Украинском фронтах 40-й армии, был артистом армейского ансамбля. За боевые заслуги удостоился орденов "Красной Звезды”, "Отечественной войны", многих медалей. Закончилась война и по возвращении с фронта, Батырбек Сопоев вновь вернулся к тому, что было его призванием, его смыслом жизни – народному танцу. Он начал работать солистом ансамбля песни и танца Северо-Осетинской Госфилармонии. Вновь начались многочасовые репетиции, где оттачивалось мастерство Сопоева-танцора, получившего затем признание как одного из лучших мастеров танца Осетии…В 1946 году Батырбек был принят солистом в состав труппы Северо-Осетинского ансамбля песни и танца, в котором он проработал до 1965 года. Долгие репетиции, большая самоотдача, чрезвычайная требовательность и тонкий вкус профессионала несомненно способствовали росту исполнительского мастерства и сценической культуры Б.Сопоева. Все глубже постигая смысл, красоту и колорит осетинского танцевального искусства, одновременно оттачивая технику, Батырбек Сопоев создал свой танец на основе подлинного народного материала. Уже в 1947г. за большие заслуги в деле развития осетинского танцевального искусства и высокое исполнительское мастерство Батырбек был удостоен звания «заслуженный артист Северной Осетии». Выступления Б.Сопоева всегда пользовались большим успехом – будь то концерт ансамбля в республике или за ее пределами. Он солировал не только в осетинских танцах, но и в русских, украинских, грузинских танцевальных номерах. В 1953г. Б.Сопоев будучи солистом, был назначен по совместительству и балетмейстером ансамбля для осуществления новых постановок танцевальных номеров концертной программы коллектива.  

 

В 1957 году, выступая в составе Госансамбля песни и танца Северной Осетии в Москве на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов, Батырбек Сопоев – к тому времени уже народный артист Северной Осетии, стал его лауреатом, а в том же году в составе ансамбля Б.Сопоев побывал в гастрольной поездке в ГДР. В 1960г. Батырбек был участником Декады осетинского искусства и литературы в Москве, в 1961г. с группой артистов находился в гастрольной поездке в Афганистан. В 1960г. за большие заслуги в области национальной хореографии Б.Сопоев был удостоен почетного звания заслуженного артиста РСФСР.  

 

В богатой биографии Батырбека Сопоева - масса интересных и запоминающихся событий, встреч, маршрутов. Его искусством танца восхищались во многих городах нашей страны и странах зарубежья. Высокую оценку технике и исполнительской культуре Батырбека Сопоева дал и патриарх отечественной хореографии, художественный руководитель Государственного Академического ансамбля танца "Березка" Игорь Моисеев.  

 

«Это был очень трудолюбивый, ответственный, добрый, мягкий, уравновешенный и скромный человек. В ансамбле все уважали и относились к нему с большим почтением», - вспоминает о Б.Сопоеве заслуженная артистка Северной Осетии, бывшая солистка Госансамбля Зоя Гониева. – Я пришла в коллектив в 1953году, а Батырбек был уже известным танцором-солистом и балетмейстером. Всегда Кстати, он для ансамбля поставил и танец «Симд». Работать с ним как с партнером было очень надежно и спокойно. Хорошо помню, как в 1966 году именно нам с Батырбеком Александровичем доверили почетную миссию - встречать Валентину Терешкову, которая приехала к нам в город для участия в работе съезда женщин Северной Осетии». (К слову, Батырбек Сопоев по поручению руководства республики встречал и самого Никиту Хрущева в 1964году. ..  

 

«Я впервые увидел Батырбека Александровича в 1957г., когда сам танцевал в Доме пионеров, а Сопоева пригласили для консультаций по постановочным танцам», - вспоминает заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель детского образцового ансамбля народного танца «Маленький джигит» Таймураз Кокаев. – Это был танцор от Бога! Он делал трюки, которые не могли выполнить другие артисты ансамбля, один его шане на носках чего стоил! А как он был хорош в «Танце двух друзей»! Он не только владел искусством танца, но и искусством носить сценический костюм, который всегда безупречно сидел на нем. Очень требовательный к себе, Батырбек скрупулезно отрабатывал не только каждый штрих в танце, а каждую складочку и деталь в своем костюме! Даже в свои 85 лет он был строен, красив и благороден на сцене! А его незабываемый танец на носках, которым он завершал свое выступление! Много лет спустя, когда в репертуаре нашего ансамбля появился танец «Дедушкины именины» я пригласил именно Батырбека Сопоева танцевать дедушку, полностью полагаясь на его видение создаваемого образа в танце».  

 

Талантливый танцор и яркая индивидуальность Батырбек Сопоев проявил себя и как одаренный балетмейстер, работая в самодеятельных танцевальных коллективах - ансамбле Дворца профсоюзов, городского Дома пионеров, «Клуба декабристов», “Скифы” (“Иристон”) СОГУ, “Кафт” дигорского районного Дома культуры, Дома культуры им.К.Хетагурова, щедро передавая самодеятельным артистам свой богатейший опыт. Проводя большую деятельность по налаживанию работы в самодеятельных коллективах, Батырбек Александрович оказывал творческую помощь и кружкам художественной самодеятельности, прилагал много усилий, прививая детям, молодежи любовь к народному танцу, уча их работать над собой. Но, несомненно, “звездным” часом балетмейстера Батырбека Сопоева стала работа в ансамбле народного танца “Кафт” дигорского районного Дома культуры, в который он пришел в 1967 году и где работал на протяжении 10 лет. Тонкий вкус профессионала, хорошее знание фольклорного материала и требовательность Батырбека Сопоева, добивавшегося того, чтобы каждое движение в танце, каждый жест исполнителя были предельно законченными и насыщенными, способствовали росту исполнительского мастерства самодеятельных артистов коллектива, за короткий срок ставшего популярным и в республике, и за ее пределами. В репертуаре коллектива в постановке Сопоева появились и «Симд», и «Хонга», и сюжетные танцы. По итогам первого республиканского телевизионного фестиваля самодеятельного искусства в 1968г. молодой коллектив был удостоен звания «народный ансамбль». Завоевав всеобщее признание и любовь зрителей, «Кафт», по мнению многих хореографов республики, своим исполнительским уровнем приблизился к профессиональному коллективу. Богатство композиционных построений, самобытность и своеобразие манеры преподнесения хореографического материала привлекли к дигорскому коллективу внимание Всесоюзного телевизионного объединения «Экран», создавшего на документальном материале ансамбля фильм – концерт под названием «Кафт». В первой же зарубежной поездке на Международный фестиваль фольклора горных земель (г.Закопань, Польша, 1971г.) среди 19 коллективов мира ансамбль “Кафт” завоевал главный приз фестиваля "Золотой топорик”, произведя настоящий фурор своим самобытной хореографической культурой и исполнительским мастерством артистов. Еще через год ансамбль принимал участие уже в Днях советско-чехословацкой дружбы, затем в открытии Дней советско – итальянской дружбы, затем была и гастрольная поездка в ФРГ.  

 

Выйдя на заслуженный отдых, Батырбек Александрович по-прежнему щедро и без остатка отдавал всего себя любимому делу, работая руководителем в фольклорном ансамбле “Нартон”, всегда безотказно выступая с сольными номерами на концертах. Высокая внутренняя организация, температура творческого горения на сцене всегда были главными в жизни Батырбека Сопоева, не раз говорившего: «Я не могу без танца!»… Не стало мастера осетинского танцевального искусства в ноябре 2003г.  

 

Батырбеке Сопоеве нельзя сказать коротко, но если попытаться, то можно сказать так: танец стал его жизнью, его счастьем, его судьбой.  

 



 Комментарии к статье (3)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины