Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English





http://allingvo.ru/ АБХАЗИЯ - Apsny.Ru

Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru



Rambler's Top100 Индекс цитирования

Цаллагова Эмилия
< назад  Комментарии к статье (0)      Версия для печати

 

ЦАЛЛАГОВА ЭМИЛИЯ МАКСИМОВНА 

 

Народная артистка России, солистка Северо-Осетинского музыкального театра. 

 

Родилась 3 ноября 1947 года в Нальчике Кабардино-Балкарской АССР, в многодетной семье раскулаченных крестьян. 

 

Оперная певица (сопрано). 

Заслуженная артистка Северо-Осетинской АССР (1975). 

Народная артистка Северо-Осетинской АССР. 

Заслуженная артистка РСФСР (11.07.1989).  

Народная артистка России (13.05.1993). 

 

После школы поступила в Орджоникидзевское училище искусств. 

Окончив Государственное музыкальное училище им. Гнесиных (ныне РАМ им. Гнесиных, педагог - Г.А. Мальцева) в 1970 году, она вернулась в Орджоникидзе и была принята в оперную труппу Северо-Осетинского государственного театра оперы и балета. 

Стажировалась в Большом театре у Е. Шумской. 

После двадцати лет работы в Орджоникидзевской филармонии возвратилась в оперный театр. 

Побывала с гастролями в городах СССР, Европе, США, африканских странах. 

 

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
 

Амнерис («Аида» Дж. Верди) 

Дездемона («Отелло» Дж. Верди) 

Иоланта («Иоланта» П.И. Чайковского) 

Кошер («Оланна» И. Габараева) 

Половецкая девушка («Князь Игорь» А.П. Бородина) 

Кармен и Микаэла («Кармен» Ж. Бизе) 

Недда («Паяцы» Р. Леонкавалло) 

Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи) 

Лиза («Пиковая дама» П.И. Чайковского) 

Судзуки («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини) 

Тоска («Тоска» Дж. Пуччини) 

Плакальщица («Коста» Плиева). 

 

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

 

Государственная премия Республики Северная Осетия-Алания им. К.Л. Хетагурова (2005). 

 

 

Эмилия Цаллагова: «Песня моя жизнь, моё призвание!»

 

 

Талант и гениальность. Эти две стороны одарённости определяют возможности человека в избранной деятельности, и это особенно зримо проявляется в области оперы, как в одном из важнейших видов искусства. 

О значении творческого пути в развитии таланта, о музыке, о дне сегодняшнем — беседа корреспондента газеты «Терские ведомости» с одной из ярких звёзд мировой оперной сцены Эмилией Цаллаговой. 

 

— Эмилия Максимовна, расскажите немного о себе. 

 

— Ничего необычного сказать не могу. Родилась я в Нальчике, закончила училище искусств в г. Орджоникидзе, как тогда назывался Владикавказ. Первым моим педагогом была выдающаяся — и как специалист, и как человек — незабвенная Фрида Вениаминовна Нусинова. После училища я поступила в знаменитую «Гнесинку», сегодня она называется Российская академия музыки им. Гнесиных. По завершении учёбы вернулась в Орджоникидзе, и уже отсюда начался мой творческий путь, которому на сегодняшний день 48 лет. 

 

— Вы выступали за рубежом? 

— Да, конечно. Германия, Турция, США, Польша, Болгария, Италия, Сирия, Иордания, Зимбабве, Ботсвана, Мозамбик — вот далеко не полный перечень стран, где мне довелось петь. 

 

— Скажите, пожалуйста, а в какой стране Вам было волнительно петь? 

— Ну, разумеется, в Италии. Она ведь является признанной законодательницей мирового музыкального искусства. Помню, в Риме я пела «Афсати» на стихотворение Коста Хетагурова. Произведение закончилось, и в зале повисла гнетущая тишина. Всё, думаю, провал. Но через несколько секунд раздались оглушительные аплодисменты и потрясающие возгласы: «Браво, Мария Каллас»! Я стояла на сцене, и слёзы лились из глаз. Это был такой эмоциональный всплеск, что его не передать словами. 

 

— Что значит для Вас песня? 

— Это моя жизнь, моё призвание. На заре своего творческого пути мне больше нравился балет, но выбрала оперу, и не жалею, даже если бы пришлось начать всё с начала, я бы выбрала именно пение. 

 

— Вы знаете, люди поколения 70х–80х годов прошлого века помнят Вас как замечательную исполнительницу эстрадных лирических песен на осетинском языке — таких, как «Песня влюблённых», «Всегда с тобой», «Вечер в поле», «Орешник роняет листву», «Прощальная»…. Это были одухотворённые песни, наполненные романтикой и тихой грустью. Что Вы при этом чувствовали? 

— Осетия — моя мать, моя Родина. Есть песня «Адриатическое море» и в ней слова: «Где бы я ни был далеко, сердцем с тобой, дом родной»! Так вот, я никогда не забывала дочерью какого народа являюсь, и всегда помнила об этом. Мой народ в тягчайших испытаниях выстоял, и сохранил себя и свою культуру, в том числе и песенное искусство. Я этим горжусь! 

 

— Какие наиболее трудные партии Вы исполняли? 

— Лёгких партий в опере не бывает. Всё зависит от подготовки, от внутреннего настроя. Я пела Тоску, Дездемону, Паяцы, Иоланту, Манон Леско, Трубадур, Кармен. Из наших авторов — «Оллану» Ильи Габараева, «Коста» Христофора Плиева. Больше, конечно же, запомнилась Кармен из-за эмоциональной насыщенности. 

 

— Что Вы вкладываете в понятие «Душа песни»? 

— Очень часто бывает так, что певец исполняет то или иное произведение, вроде всё нормально, но сама песня молчит. Это может показаться странным, но это так! Песня должна звучать в песне! Иными словами, если не почувствовать то, о чём ты поёшь, это будет просто хорошее пение, но без души. 

 

— С кем из выдающихся певцов Вам доводилось петь? 

— В своё время я выступала с такими великими певцами Большого театра, как Владимир Атлантов, Зураб Соткилава, Юрий Гуляев и др. Что касается оперных певиц, то это гениальные Образцова, Борисова, Синявская…. 

 

— Труден путь к вершинам оперы? 

— Нелёгкий, но не надо пугаться. Я прошла через тернии, но всегда помогало упорство и стремление идти прямо к цели. Самое главное — каждодневная работа, ибо на одном таланте не выедешь. 

 

— У Вас есть ностальгия по прошлому? 

— Безусловно. Прошлое — это всегда воспоминания, которые обрамлены печалью, ибо их не вернуть. Я имею ввиду приятные воспоминания. Прошлое помогает жить. 

 

— Вы счастливый человек? 

— А что такое счастье? По-моему, оно в самом человеке, в том, как он относится к людям, к обществу. Счастье неизмеримо, оно далеко от меркантильности. Я счастлива тем, что состоялась как профессионал своего дела, как человек, который желает только добра окружающим. Я счастлива совей востребованностью. 

 

— Все течёт, все меняется, в том числе и искусство оперного пения. Вы принимаете новшества? 

— Я не консерватор, но с оговоркой. Такое архисерьёзное искусство, как опера в своей основе должно остаться без изменений. Выход на сцену, обращение к зрителю может быть несколько бестрепетным, но манера пения должна быть классической. Иного пути нет. 

 

— У нас есть талантливая молодёжь, она пробует себя и в опере. Что, на Ваш взгляд, необходимо, чтобы появились новые имена? 

— Нужно выявлять и развивать талант. Но одного Божьего дара мало, надо неустанно работать. Я ещё раз подчёркиваю, что только талантом не пробиться. Будут одни блёстки и всё. И ещё, как бы ни был талантлив молодой певец или певица, нужно, чтобы рядом был старший товарищ, который может поддержать в нужный момент. 

 

— Что Вам не нравится в человеке? 

— Я категорически не приемлю непорядочность и беспринципность. Лучше с открытым забралом сказать правду. 

 

— Чем сегодня занята Эмилия Цаллагова? 

— Я работаю в училище искусств, в Госфилармонии, являюсь солистом Государственного театра оперы и балета. 

 

— Спасибо Вам за интересную и содержательную беседу. 

 

Таков портрет заслуженной артистки СОАССР, народной артистки СОАССР, народной артистки России, лауреата премии Коста Хетагурова и Мисоста Камбердиева Эмилии Цаллаговой. 

И вновь в эфире поёт Эмилия Цаллагова! 

 

*Мария Каллас — величайшая американская оперная певица 20 века. 

 

Сергей ЦХУРБАЕВ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 Комментарии к статье (0)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины