Первая профессиональная осетинская балерина. Училась в Москве в гимназии. Однако, впервые увидев балет, она решила стать балериной. Бросив гимназию тайком от родителей, она поступила в балетное училище. Танцевала с выдающимся танцовщиком Большого театра Александром Горским. Во время гастролей во Владикавказе родители Авроры, узнав на сцене свою дочь, по знаку деда демонстративно покинули зал. Несмотря на то, что к началу ХХ столетия Владикавказ обладал немалым театральными и культурными традициями, для родителей, которые строго придерживались национальных канонов, факт появления дочери на подмостках в более чем откровенном наряде, был недопустим. С этого дня Аврора уже никогда не возвращалась в родной город. Отвергнутая родными, 33-х летняя танцовщица скончалась в Париже на руках у своего двоюродного брата, известного писателя русской эмиграции, Гайто Газданова.
По материалам книги К.Челахсаты, "Осетия и Осетины"
ТАИНСТВЕННОЙ ЛЕСТНИЦЫ ВЗЛЕТ,
ИЛИ ПРОФЕССИЯ, ОБРЕКШАЯ НА МУКИ…
В патриархальной жизни Осетии в конце девятнадцатого века, с присоединением его к России, произошли колоссальные изменения. Молодое поколение потянулось к учебе. Дедовские обычаи дали трещину, в новых условиях устанавливались непривычные для народа законы, и население края устраивало свою жизнь по-новому, начало смотреть в будущее с оптимизмом. В Осетии стала появляться своя интеллигенция - педагоги, юристы, врачи, деятели культуры, высшие военные чины. В это время в городе Владикавказе, в 1894 году родилась будущая первая осетинская балерина, и нарекли ее Авророй. Непривычное для осетин имя Аврора с трудом приживалось, и подрастающую девочку стали называть Алоккой. Отец ее Данел, получив юридическое образование, работал нотариусом. Семья Данела была вполне обеспеченная, и родители дали дочери блестящее образование. Им очень хотелось, чтобы дочь пошла по стопам дяди и стала врачом. После окончания Владикавказской женской гимназии Аврору отправили в Москву для поступления в медицинский колледж. Девушка успешно выдержала экзамены. Радости родителям не было конца. Но, как говорится - мечта мечтой, а судьба судьбой. Аврора была очень романтичной девушкой, чувствовала, что занимается не совсем любимым делом, медицина не привлекала ее и она посещала занятия, скорее из уважения к родителям. Ее всегда тянуло к искусству, она с детства любила петь и танцевать и эта привязанность к танцам никогда не покидала ее. Однажды она с подругами пошла на концерт. Первый раз в жизни видела танцующих балерин и они поразили ее своим волшебным искусством. Она не могла наглядеться на них и как будто какая-то сверхъестественная сила шепнула ей - вот твое призвание, вот то, к чему стремилась твоя романтическая душа. С этого дня она потеряла покой, все время мечтала о балете, увиденное на концерте снилось ей постоянно. Перед ней встал очень серьезный вопрос: изучать нелюбимую медицину или оказаться в объятиях волшебного искусства? Положение было весьма сложным, ибо на пути страстных стремлений девушки стояли строгие родительские наветы, ослушаться которых было почти невозможно. Но все же внутренний голос оказался сильнее - она решилась бросить колледж и поступить в балетную школу. Этот смелый поступок ищущая девушка осуществила самостоятельно, не сообщив никому об этом из своих родственников. Девушка всецело отдавалась искус-ству. В балетную школу ее приняли с восторгом - высокая, изумительно красивая, обаятельная подавала большие надежды и стала преуспевающей ученицей школы. Два года пролетели незаметно, и Аврора с блестящими успехами завершила учебу. И вот настало время, когда балетная школа должна была дать показательный концерт силами выпускников и главную партию этого выпуска поручили исполнить Авроре, как наиболее талантливой танцовщице. Она пригласила на концерт своих родственников. Ей было очень интересно, как они воспримут ее выступление, ведь они ничего не подозревали о ее артистической деятельности. Концерт превзошел все ожидания Алокки, родственники, увидев ее на сцене, сперва были ошеломлены, а потом, когда досмотрели концерт пришли в неописуемый восторг от ее блестящего выступления. Так была раскрыта ее тайна, что она не медик, а балерина одной из блестящих балетных школ столицы огромной Российской империи. Аврора просила, чтобы об этом пока ничего не сообщали ее строгим родителям. За короткий промежуток времени она становится известной балериной и московский взыскательный зритель всегда с нетерпением ожидает ее выступления. Между тем родители ее ничего не подозревая готовили обильное пиршество в честь окончания своей любимой дочерью медицинского колледжа. Обо всем этом догадывалась умная девушка, но у нее в голове были совершенно другие мысли. Она решила организовать гастроли в город Владикавказ, надеялась, что высокое искусство смягчит гнев родителей. В то время гастроли в маленькие города не практиковались. Максимов, главный балетмейстер балетного театра, не одобрительно отнесся к просьбе Газдановой, но юная балерина настояла на своем и поскольку была ведущей танцовщицей в театре, главному балетмейстеру пришлось согласиться с ней. Во время гастролей Аврора скрывала свое настоящее имя и представлялась на сцене под псевдонимом Троянова. Во Владикавказе она разослала пригласительные билеты всем своим родственникам, главным образом Газдановым - им были предоставлены лучшие места в зрительном зале русского драматического театра. Для осетинского зрителя, балетное искусство было в то время новым явлением, поэтому зрители сперва настороженно следили за странными танцами, но постепенно так увлеклись магическим действом, происходящим на сцене, что по окончании каждого представления, восторженным рукоплесканиям не было конца. В первых рядах зала сидели почетные представители фамилии Газдановых. Один из них очень внимательно следил за танцами, узнал Аврору и в ужасе закричал: "Это разве не наша Аврора?!". "Да, она! Какой позор, какой позор!" - и с полным негодованием покинул зал, за ним последовали другие родственники. Можно представить себе состояние Авроры после этого. Однако она доиграла свою партию до конца. Зрители стоя восторженно приветствовали балерину, они не знали, что она дочь их земляка Данела. Затем на сцену поднялся Дзибин Газданов. Он по-настоящему был очарован волшебными танцами своей любимой племянницы и искренне поздравил ее с блестящим успехом. Тем не менее с тяжелым сердцем уезжала талантливая балерина в Москву. Случай на концерте потряс ее, от стресса слегла и почти месяц не могла прийти в себя.
А родители так и не признали дочь-балерину, навсегда отреклись от нее и прямо сказали Дзибину, что у них больше нет дочери.
Между тем столичные любители с нетерпением ждали выздоровления своей любимой балерины, и спустя время она снова заблистала на московской сцене и вскоре она вышла замуж за Максимова. Несмотря на превратности судьбы она никогда не пожалела об избранном пути и всю жизнь балет считала самым любимым занятием. Постепенно она охладела к Москве, ей больше не хотелось оставаться там, и молодая чета избрала местом жительства Париж, куда ее с мужем настойчиво приглашали. К великому сожалению, ей недолго пришлось наслаждаться плодами своей прекрасной специальности - постоянная грусть о родине, разрыв с родителями свершили свое дело, и она заболела нервной болезнью и скончалась в 1927 году, на тридцать третьем году жизни. Парижские поклонники провожали осетинскую балерину в последний путь до ее вечного пристанища, где она обрела душевный покой вдали от любимой родины.
Несколько лет тому назад я обратился с просьбой к талантливому осетинскому писателю Валерию Гобозову написать пьесу об Авроре Газдановой. Пьеса написана и находится в нашем Государственном театре. Я не знаю, какова будет судьба пьесы, но очень хотелось бы, чтобы на нашей сцене заблистал художественный образ этой незаурядной женщины первой осетинской балерины - Авроры Данеловны Газдановой.