Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English



Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru





Rambler's Top100 Индекс цитирования

Кантемиров Ирбек
< назад  Комментарии к статье (0)      Версия для печати

Кантемиров Ирбек Алибекович  

(1928-2000) 

 
Народный артист СССР 

Многолетний руководитель знаменитой конно-цирковой трупы Московского цирка “Али-Бек”, неоднократный чемпион СССР и России по конному спорту.  

Один из основателей советской школы каскадеров кино.  

Снимался и участвовал в создании более 50 кинофильмов, в числе которых "Смелые люди", "Застава в горах", "Неуловимые мстители", "Олеко Дундич". 

 

 

Его по праву считают одним из ярких и выдающихся представителей фамильной цирковой династии, прямым наследником славы своего легендарного отца. Алибек Тузарович передал именно ему свою знаменитую труппу «Али-Бек». Это уже говорит о многом. Старший Кантемиров отлично понимал, кому доверяет дело всей своей жизни. Ирбек, как говорится, джигит «от Бога». Кажется, что сама природа создала его для этой тяжелой, трудоемкой и опасной работы. Невысокого роста, стройный, легкий, как перо, сочетающий отчаянную смелость и холодный точный расчет, острый, живой ум и горячее сердце, он еще с детства подавал большие надежды. Алибек заставлял трудиться сына до седьмого пота, до изнеможения. Мудрый горец понимал, как быстро бежит время, и спешил передать своим сыновьям как можно больше. А Ирбек, в свою очередь, не щадя сил, сутками не вылезал из седла, оттачивая технику, доводя ее до совершенства. Отец всегда был рядом — главный советник и наставник. От его строгого глаза не ускользало ничего. Часто приходилось повторять десятки, сотни раз простой элемент,, чтобы заслужить похвалу Алибека. С годами упорство, трудолюбие, настойчивость вошли в кровь и плоть Ирбека, стали чертами характера. Именно они помогли ему добиться поразительных успехов в своем ремесле. Ирбек — многократный чемпион СССР, РСФСР и Вооруженных Сил по конному спорту. Талант и незаурядное мастерство Ирбека Кантемирова нашли признание не только в нашей стране. Ему аплодировали во многих странах Европы, в Америке. Его выступление было отмечено еще в 1956 году в Венгрии: советскому джигиту вручен диплом и нагрудный знак «За социалистическую культуру». Через 20 лет потрясенные мексиканцы сняли перед ним свои сомбреро. Ирбек стал обладателем «Золотой шпоры» — почетной награды мексиканской ассоциации «Чарро педригаль», объединяющей наездников — хранителей старинных национальных традиций. Но не только призы и награды, не только успех роднят Ирбека с Алибеком Кантемиро-вым. Так же как отец, он постоянно ищет своих собственных, еще никем не открытых путей в искусстве, ставит, казалось, невыполнимые по сложности трюки. Ирбек первым в мире выполнил сложнейший трюк «под живот» с завязанными глазами. И  

не просто выполнил. Артист не торопился закончить опасный номер. Он зависал под брюхом мчащегося скакуна в «бланше», в горизонтальной позиции, сбросив одну руку. Он же первый в мире" на спинах летящих коней перемахнул через барьеры. Именно Ирбек придумал, как выстроить пирамиду на двух лошадях, берущих препятствие. Не менее эффективна • парная «вертушка» двух всадников на одной лошади. И таких сюрпризов в арсенале артиста множество. Отдельная грань дарования Ирбека — дрессировка лошадей. В труппе все животные — как на подбор: по экстерьеру, по масти, по породам. Внешнему виду коней Ирбек уделяет большое внимание. Сам отбирает их на заводах, воспитывает, тренирует, «дает профессию». Лошади и впрямь творят у него чудеса. Только в аттракционе Кантемирова можно увидеть, как лошадь под всадником проходит на задних ногах через весь манеж. Каждый джигит из труппы Кантемирова может работать свободно на любом скакуне. Но когда в седле сам Ирбек — это сразу заметно. Его выход в аттракционе — сам по себе блестящий сольный номер. Перед зрителями плывут рядом в лирическом осетинском танце стройная горянка в белом национальном костюме и всадник на сером коне. Это Ирбек и его жена Надда. Кажется, что изящество и грация, с какой перебирает ногами лошадь, для нее совершенно естественно, что она сама прекрасно владеет всеми «па» и горит желанием показать свое умение. Все ее движения вытекают одно из другого: «назад», «на месте», «поворот». На самом деле это Ирбек показывает класс владения высшей школой. Он направляет действия животного, причем делает это без мундштука на обычной кавказской уздечке. Его изобретательность в дрессировке лошадей проявилась еще в работе каскадера. Он снимался более чем в пятидесяти кинокартинах, таких, как «Мальчик с окраины», «Мосфильм», 1947; «Смелые люди», «Мосфильм», 1949 год; «Старик Хаттабыч», «Ленфильм», 1956; «Иван Франко», Львовская киностудия, 1959 год; «Лично известен», «Армен-фильм» 1957 год; «Атаман Кодр», «Молдовафильм», 1958 год; «Старожил», «Ленфильм», 1962 год; «Лермонтов», «Мосфильм», 1986 год; «Первая конная», «Мосфильм», 1984 год и др. Самым памятным из них остался фильм «Смелые люди». Зрителей по сей день удивляет преданный и умный жеребец Буян. Каких только трюков не пришлось проде лывать на нем Ирбеку, дублируя артиста Сергея Гурзо (Вася Говорухин). По ходу фильма приходилось прыгать через огонь, нырять в воду, догонять несущийся поезд и многое другое. 

 

После съемки Буян остался в труппе Кантемировых и служил верой и правдой более четверти века. Правильный уход и забота о животных позволяет Кантеми-ровым долго сохранять работоспособность четвероногих артистов. Если обычно лошадь работает в джигитовке 5-6 лет, то у Кантемировых — 15-20. Кстати, при съемках фильмов до Кантемировых лошади подвергались прямой опасности. Ирбек вместе с отцом и братьями Хасанбеком и Мухтарбеком первыми в нашей стране разработали и выполнили сцену падения лошади через голову вместе с всадником. Причем техника исполнения была столь безупречна, что исключала всякую опасность. Впоследствии это помогло спасти от увечий сотни животных. 

Заметен вклад Ирбека Кантемирова в развитие циркового искусства. Его программа 1975-1976 гг. отмечена Государственной премией Северо-Осетинской АССР им. К. Л. Хетагурова. С триумфом прошли у нас в стране и за рубежом такие постановки труппы, как «Конные игры народов СССР», «По планете на коне», «Карнавал на Кубе». 

Казалось бы, находясь на заслуженном отдыхе, можно, было и расслабиться, погреться в лучах славы. Но Ирбек никогда не сидел на одном месте, наблюдая, как жизнь течет мимо. Он всегда был в движении, творческом поиске. Мастер пристально следил за тем, как сын Маирбек, заслуженный артист Республики Северная Осетия—Алания, готовит свой собственный аттракцион под названием «Скифы—аланы—осетины». 

За большой вклад в развитие циркового искусства и в связи с 90-летием династии наездников Кантемировых постановлением Правительства РСО—А от 9 июля 1997 г. И. А. Кантемирову было присвоено почетное звание народного артиста Республики Северная Осетия—Алания. Тогда же ему были вручены медаль «Во славу Осетии», именная шашка и «дарственная» на жеребца. 

 

О Ирбеке Кантемирове
 
 

 

Холодный май нынешнего високосного года отдал в ледяные объятья небытия величайшего конника современности Ирбека Алибековича Кантемирова. 

Его путь на планете Земля продолжался всего 70 с небольшим лет. Но как много он успел за это время, как многим людям стал дорог! 

Средний сын основателя цирковой династии Алибека Тузаровича Кантемирова, он один из трех братьев стал не только выдающимся джигитом и дрессировщиком лошадей, но и спортсменом-конником: выступал в конкуре и джигитовке. 

Родился в 1928 году; вырос, можно сказать, на цирковой арене - его отец в конном цирке работал с 1907 года, а в 1924 году создал осетинскую труппу “Али Бек” (под этим названием она дожила и до наших дней!). С 1945 года Ирбек начал заниматься конным спортом. Он был чемпионом страны по джигитовке все пять лет подряд (1948-1952), когда в программу IV - VIII Всесоюзных конноспортивных соревнований входило первенство по джигитовке. Выступал от ДОСАРМ, а затем - под флагом КВОКШ (Краснознаменская высшая офицерская кавалерийская школа), слушателем которой он стал. 

После блистательных лет в конном спорте Ирбек Алибекович полностью ушел в цирк. Афиши с его именем или шапкой “Джигиты Осетии “Али Бек” обещали многое, и все представления - что впервые ввели в конное шоу Кантемировы - с блеском дарили зрителям обещанное. Это и неповторимые трюки всадника (Ирбека Кантемирова) с завязанными глазами под животом лошади на полном скаку, с фиксацией “бланша” (горизонтального положения под животом коня), двойной “под живот” (т. е. два всадника на одной лошади пролезают под животом с фиксацией “бланша” внизу и наверху), “вертушки” с двумя клинками в зубах (опять-таки Ирбек!), “пирамида в прыжке”; “аланская езда” на паре лошадей через барьеры, стойки втроем на одной скачущей лошади... Чего только стоит стремительный галоп терского Буяна по длинной лестнице! Того самого Буяна, что знаком нам по первому отечественному вестерну “Смелые люди”, где Ирбек дублировал Сергея Гурзо, исполнявшего там главную роль. 

Когда в возрасте 90 лет старейшина осетинской труппы джигитов Алибек Тузарович ушел на отдых, он передал знаменитую труппу “Али Бек” своему среднему сыну. Искусство работы с лошадьми Ирбека Кантемирова было просто легендарным. Люди и лошади сливались в общей пластике: знаменитая лезгинка всадника и горянки (Ирбек и Недда Кантемировы) стала как бы визитной карточкой труппы. Или номер “Танцующие лошади”: тут уже несколько лошадей и людей исполняют изысканный восточный танец. Кажется, что все выполняется лошадью самостоятельно, осознанно и вдохновенно... 

В каких только государствах не аплодировали этой труппе и ее руководителю! Лихих джигитов Осетии видели почти во всех странах Европы, в Турции, Мексике... Там, за океаном, мастер спорта СССР, заслуженный артист России, народный артист СССР, России и Республики Северная Осетия - Алания, лауреат Государственной премии СО АССР имени Коста Хетагурова Ирбек Кантемиров был удостоен знака “Золотая шпора”, присужденного ему ассоциацией мексиканских наездников “Черрос”, и принят в мексиканский клуб конников “Честь и традиции”. 

...Пришло время и Ирбек Алибекович передает знаменитую труппу продолжателю династии Кантемировых - своему сыну Маирбеку. А сам остается работать только с одной лошадью - светло-серым арабским жеребцом Асбестом, внуком знаменитого Асуана. За много лет чарующих выступлений и трогательной дружбы этой пары даже Асбест сменил кличку на Асуана, а всадник все оставался подтянутым, даже поджарым, стройным, как тростинка, и, казалось, неутомимым. 

Выступлениям Ирбека Алибековича на Асуане рукоплескали в Москве в дни Осетии на сцене ЦГКЗ “Россия”, на открытиях крупных конноспортивных соревнований, на юбилеях конноспортивных обществ, в праздничные дни в манеже ЦСКА и на Центральном Московском ипподроме и, наконец, в дни работы Всероссийской конной выставки “Эквирос-99” в московских Сокольниках. 

Всегда подтянутый, статный горец в бурке и мохнатой папахе на белооблачном коне неизменно гарцевал впереди красочного парада конников. Всадник на белом коне... 

 

http://www.horseworld.ru/?article=28  

 

 

 

На снимке: могила И.Кантемирова на Аллее Славы во Владикавказе. 

 



 Комментарии к статье (0)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины