Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English



Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru





Rambler's Top100 Индекс цитирования

Коцоев Арсен
< назад  Комментарии к статье (0)      Версия для печати

Коцоев Арсен Борисович  

(1872-1944) 

Осетинский писатель, поэт, драматург, публицист один из зачинателей осетинской художественной прозы. 

 

Родился 16 января 1872 года в селении Гизель, Северной Осетии, в крестьянской семье. Учился в сельской школе, в Ардонской духовной семинарии, которую не смог окончить по состоянию здоровья. В 1897—1904 гг. учительствовал в сельских школах Северной и Южной Осетии, сотрудничал с газетами “Казбек” и “Терские ведомости”. В 1905–1908 гг. жил в Петербурге, служил в архиве государственного банка, в 1909–1910 гг. в Тифлисе редактировал осетинский еженедельный журнал “Афсир” (“Колос”). В 1912 г. работал в редакции большевистской газеты «Правда». Затем , в 1923 году А. Коцоев переехал в Цхинвал, где принимал участие в организации литературно-художественного журнала “Фидиуаг”, в создании издательства и полиграфической базы для него. В 1929 году он возвратился во Владикавказ и целиком отдался литературной деятельности. 

Умер Арсен Коцоев в 1944 году. 

 

Дополнительная информация: 

 

Арсен Коцоев начал свою творческую деятельность как репортер. Истоки его художественного творчества восходят к удивительному по красоте селению Гизель, к семейному очагу, к верховьям поэтической реки Гизельдон. Именно эти уголки Осетии заложили начало всему творческому восхождению Арсена Коцоева как великого певца своей родины. Отсюда прозвучал впервые тот голос, который вот уже третье столетие остается неповторимым. Именно здесь был найден тот прирожденный дар художника слова, который возвысил его над отчими горами. 

Несказанно счастлив мастер, умело сочетающий в себе талант человека и писателя. Творчество Арсена Коцоева дышит светом и теплом необычайно живого человека, свежестью красок удивительно талантливого писателя, неподдельной преданностью гражданина Осетии и России. В своих произведениях он был неповторим, но, одновременно, был тонко ощущающим звеном между современностью и классическим наследием. Золотая нить традиций, которую он унаследовал от Иуане Агузаты, Аксо Колиева, Инала Канукова, Коста Хетагурова, Темирболата Мамсурова, Сека Гадиева, писатель с осторожностью ювелира передал своим современникам и соратникам. 

Полностью отдаваясь (всей страстностью мысли и чувства) решению главных вопросов человеческого существования, писатель и в окружающей его действительности интересовался людьми, которых также волновали эти проблемы. Вследствие этого в качестве главных и второстепенных героев он выводил личности с активностью мысли и напряженностью чувства. Персонажи Арсена Коцоева обладают очень сильными и ярко выраженными идейными убеждениями, а нередко и склонностью к философско-нравственным исканиям. Этими качествами они отличаются от героев других писателей – классиков осетинской литературы – Цомака Гадиева, Татари Епхиева, Дабе Мамсурова, Кудзага Дзесова и других. 

Поэтому в прозе Арсена Коцоева так много размышлений и высказываний героев на те или иные темы (напряженных и взволнованных разговоров, горячих и страстных споров). Писатель выступает художником-психологом, способным показать развитие мыслей и чувств своих персонажей в их сложнейших взаимоотношениях. Один из его современников и соратников Цомак Гадиев в статье, посвященной склонности автора к раскрытию тончайших душевных переживаний героев, писал, что «Арсен Коцоев своим писательским оком стремился охватить явления многоликой жизни». 

Но художественная ценность рассказов Арсена Коцоева многократно увеличивается тем, что он глубоко осознавал кладовые духовной жизни своих героев в тесной связи с разрешением важнейших вопросов жизни. Главные его герои – Джанаспи, Тедо, Симон, Гиго, Ханиффа, Тега, Леуан, Гарсеван, Саломи, Карум, Лексо – это, прежде всего, характеры осетинского постпереходного общества, идейно ищущие и заблуждающиеся. 

Сильный психологический прием, являющийся характерной особенностью формы рассказов Арсена Коцоева, не только не препятствует реализму, но и усиливает и углубляет их. Сам писатель хорошо сознавал эту очень важную черту своего творчества. У него был свой, особенный взгляд на существующую действительность, то есть то, что составляет сущность жизни. Обыденность явлений и казенный взгляд на вещи его не интересовали. Писатель правильно полагал, что «действительность» отражается «искусством» гораздо лучше, яснее, активнее в «исключительных» явлениях, а не в «обыденных» делах. Поэтому он делал героями своих рассказов необычных людей, а их сюжетами – невероятные события. Но в них с гораздо большей вероятностью отражалась сущность жизни, нежели в героях и событиях, лишь внешне копирующих действительность. Реализм Арсена Коцоева – это и есть верность художественного отражения жизни в ее социальной сущности. Таковы основные принципы жизни в рассказах писателя. И в этом отношении его прозаическое творчество – очень значительное и оригинальное явление в национальной классической литературе. 

Арсен Коцоев выступил первооткрывателем новых художественных принципов создания этнопсихологических рассказов. Он был художником-моралистом с очень высокими общественными идеалами, поэтому проникновение его творческой мысли во внутренний мир современников было особенно глубоким и значительным. У писателя не было прямых идейных и творческих преемников: он – уникальное явление в художественной мысли Осетии. Многие наши писатели испытывали на себе его творческое влияние. Среди них можно назвать Гино Баракова, Иласа Арнигона, Кудзага Дзесова, Дабе Мамсурова, Максима Цагараева, Сергея Марзоева и других. Каждый из них в разносторонности и противоречивости художественного творчества и публицистики писателя находил то, что ему казалось наиболее важным, а потом развивал взятое у него по-своему и в своих целях. Отсюда и возникла та противоречивость в понимании и оценках писателя. 

Как великий художник слова, оригинально и во многом верно отразивший и осознавший громадный пласт в историческом развитии общества, Арсен Коцоев навечно вошел в идейное и эстетическое пространство скифо-сармато-аланского мира. 

 

Б. ХОЗИЕВ, 

декан факультета искусств СОГУ, заслуженный деятель культуры РФ. 

 

Газета "Северная Осетия" 



 Комментарии к статье (0)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины