Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English





http://allingvo.ru/ АБХАЗИЯ - Apsny.Ru

Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru



Rambler's Top100 Индекс цитирования

Баграев Созур
< назад  Комментарии к статье (0)      Версия для печати

Баграев Созур Курманович  

(1888—1928)  

Поэт 

 

 
Родился в с. Христиановском (ныне г. Дигора) Северной Осетии в бедной крестьянской семье. Окончил начальную школу. В 1914 году Баграева призывают на воинскую службу, и он около года служит в «Осетинской пешей бригаде». После февральской революции Баграев начинает принимать активное участие в общественной и политической жизни Осетии. Во время наступления Белой армии он уходит в партизанский отряд, действовавший в горах Дигории. За членство в большевистской партии «Кермен» дом Баграева был сожжен, и его семья из 8 человек осталась без крова. 

 

После восстановления Советской власти Созур Баграев продолжал активную деятельность в государственных учреждениях. 

Умер поэт в июле 1928 года. 

 

Первые литературные опыты относятся к 1908 году. При жизни издал сборник «Дверь сердца» (Дзауджикау, 1926). Наиболее полное издание произведений поэта вышло в 1978 г. в Орджоникидзе. 

 

Все творчество поэта носит ярко выраженный социальный характер. 

Баграев – певец бедноты, его симпатии всегда на стороне честного труженика, правды и справедливости. 

Лирика поэта полна революционного пафоса, патетична. По духу и форме она близка лирике Демьяна Бедного периода гражданской войны. 

 

Поэт умело пользуется яркими описаниями, пейзажными картинами. Лучшие стихотворения написаны Баграевым в 1925-1927 гг. В них он воспевает труд, прославляет молодежь, зло высмеивает тунеядцев и знахарей, носителей пережитков старины. 

Баграев Созур по праву считается одним из лучших представителей осетинской революционной поэзии. 

 

--------------------------------------------------------------------------------- 

Одним из основоположников литературы созданной на дигорском языке, и одним из самых ярких ее представителей внесший большой вклад в становление и развитие родного языка, без сомнения является Созур Баграев. 

Созур Курманович Баграев родился 18 июня 1888 года в селении Христиановское (ныне город Дигора). Семья Баграевых относилась к числу переселенцев, так называемых временно проживающих. Это означало, что их в любое время могли выселить из села, и возвратить к прежнему месту жительства, в горы. Курман Баграев, в Христиановском получил небольшой земельный надел, всего 3 десятины малопригодной для земледелия. Сын бедняка, будущий поэт Созур Баграев, с раннего детства познал все тяготы бедной крестьянской жизни и несправедливости. В Христиановском не только трудом, но и своим повседневным поведением надо было заслужить уважение односельчан, а значить причисление к категории постоянных жителей. Благодаря своей настойчивости ему удалось окончить два класса Христиановской церковно приходской школы. Но ему пришлось расстаться с мечтой о дальнейшей учебе и начать помогать отцу по хозяйству, так как старшие братья отбывали воинскую повинность в царской армии. Неполное образование впоследствии сильно мешало поэту, на литературном поприще в полной мере показать свой талант. Несмотря на это одаренный от природы парень, через несколько лет написал великолепные стихотворения на родном языке. 

 

В 1904 году старший брат Созура Баграева погиб в русско-японской войне на маньчжурских сопках, а второй брат заболел во время воинской службы в Сибири, и умер в лазарете. Эти трагические потери для семьи произвели большое впечатление, на молодого Созура. После этих трагических случаев, его как военнообязанного призвали на военную службу в царскую армию. Он встает перед выбором, либо пойти в армию, либо уйти в абреки. Выбор Созура пал в пользу абречества, и он уходит в "Черный лес", выражая этим протест против произвола и несправедливости царских властей. Во время своей абречьей жизни, когда он скитался, в горах и лесах Дигории, к нему пришло поэтическое вдохновение. 1 марта 1908 года Созур Баграев написал свое первое стихотворение "Зарди дуар" ("Дверь в сердце" . 

 

Ци загъета мин сумах? 

Фидталти дзурд ацагай. 

Аркасета, уа къодах 

Фиццаг цафбал барагай. 

 

Лавари бах дандагай 

ма файнета сумах дар. 

Анахур лаг къуазагай, 

багъауй ай сумах сар. 

 

Ма лавар уин - "Зарди дуар", 

ма*й ниууагъта атемай. 

Ци гъауаггин ай ма зар, 

уой фаразна уахемай. 

 

Впоследствии название "Зарди дуар" получил сборник стихов Созура Баграева неоднократно переизданного. 

Вскоре в 1909 году умер отец, и Созур вынужден был вернуться домой, несмотря на опасность ареста и ссылки на каторжные работы в Сибирь. Но его освободили от воинской службы, как единственного кормильца семьи, и зачислили в запас. В следующем 1910 году он женился на жительнице селения Христиановское Гатине Биниевне Казбековой. Вместе с ней у них родились семь детей; Вера (1912 г.р.), Мукара (1914 г.р.), Борис (1918 г.р.), Леонид (Ленин, 1920 г.р.), Петр (1921 г.р.), Зина (1927 г.р.) и Сима (1928 г.р.).  

Когда в 1914 году началась первая мировая война, Созура Баграева снова призвали в армию. Служил он в Осетинской пешей бригаде. В начале войны в порыве патриотических настроений, которые царили в обществе, Баграев даже написал 15 марта 1915 года стихотворение "Хъазахи нифс" ("Казачья храбрость" ). Но вскоре он понял, каким бедствием для народа является эта война, когда тысячи людей погибают, не понимая до конца цели этой бойни. Теперь поэт поменял навсегда свои взгляды в сторону социальной справедливости и неприязни к царскому самодержавию. Свидетельством этого являются стихотворения "Къазармай" ("В казарме" ), "Анбалттан" ("Товарищам" ), "На мардтан", ("Погибщим") . 

 

В 1916 году Созур Баграев бежал из царской армии, скрывался за переделами родного края, начиная от Львова и кончая Эрзерумом. В Христиановское он вернулся только после свержения царя Николая II, и прихода к власти Временного правительства. 

Буйные события, проходившие в Петрограде, не обошли стороной и Христиановское, летом 1917 года группа молодых людей (Георгий Малиев, Колка Кесаев, Дебола Гибизов, Андрей Гостиев, Тарас Созаев) организовали в селе революционно-демократическую партию "Кермен", которая боролась за интересы трудового народа. Созур вошел в ряды партии "Кермен" 23 октября 1917 года. Октябрьскую революцию 1917 года Созур Баграев встретил еще восторженнее, чем февральскую, так как Временное правительство, пришедшее к власти после февральской революции, взяла лозунг- "Война до победного конца", не считаясь с интересами простого народа. 

 

В 1918 году в Осетии возникла буржуазно- националистическая организация, которая с целью обмана народа, и привлечения его на свою сторону назвала себя именем Коста Хетагурова - "Круг Коста". Созур понял истинную сущность организации и разоблачил ее в своем памфлете "Гоппойти къуар" ("Круг хохлатых" . 

 

Гоппойта бабай есге фаллойнай 

ку райдадтонца сахе афсадун. 

Магурти фонсбал на марди номай 

ку бандиудтонца аргон низзарун 

Мастзарда Къоста, агас ма ку* айса- 

де*нном исун са на бауагътайса. 

Се* нбесандти кой муггагма дессаг - 

иссанца бабай на хуари мосаг.  

 

В конце января 1919 года на Христиановское двинулись "волчьи сотни" генерала Шкуро. На защиту села поднялось все население, вплоть до глубоких стариков и старух. Созур Баграев занимал должность комиссара местной самообороны. После трехдневной героической обороны, и взятия в конце января Христиановского белыми, Баграев вместе с другими защитниками села ушел к партизанам, продолжавшимся сражаться в горах и лесах Дигории.  

 

После стодневной обороны Дигорского ущелья партизанами и местными жителями, белым только с помощью местных контрреволюционных сил удалось проникнуть в горную Дигорию. Дальнейшее оборона ущелья стала невозможной. Тогда одна часть дигорских партизан ушла через Караугомский перевал в Грузию, где у власти находились меньшевики, а другая осталась в Дигории для дальнейшей борьбы. Баграев тоже вместе с группой своих товарищей остался для продолжения борьбы. Тяжелые изнурительные бои в горах и лесах, ночлеги под открытым небом в холодную погоду, окончательно подорвали, и без того слабое здоровье Созура. Он сильно простудился и тяжело заболел (гнойное воспаление варикозно - расширенных вен). Его тайком под страхом быть пойманным и расстрелянным вывез на арбе в равнинное село Синдзикау, друг и односельчанин Кудзи Дзалаев. В Синдзикауе друзья спрятали и выходили его, но дом поэта сожгли хозяйничавшие в Христиановском казаки, и семья, состоявшая в то время из 8 человек, осталась без крыши над головой. 

 

Когда советская власть окончательно установилась в Северной Осетии, Созур Баграев принял самое активное участие в общественной жизни родного села: работал в парткоме, культпросе, земотделе. С наступлением мирного периода Созур пишет целый ряд произведений, в которых восторженно воспевает социалистический строй, острием пера призывает народ к строительству новой республики. Но последствия многолетних скитаний, лишения окончательно подорвали здоровье поэта.  

 

С конца 1920 по начала1925 год Баграев был прикован к постели и за это время не написал ни одного стихотворения. С начала 1925 года наметилось некоторое улучшение в здоровье Созура, и он смог вернуться к любимому делу, его новые стихи появились в газете "Растдзинад" и альманахе "Зиу". В письме к Сармату Косирати Созур писал, что им были написаны две рукописные книги, одна для детей - "Сувалантти дуйне" ("Детский мир" , другая "Зарди дуар". В первой неизвестной книге по утверждению поэта было 42 стихотворения посвященные детям. К большому сожалению, рукопись не сохранилась. Мать, опасаясь мести со стороны казаков во время занятия ими селения Христиановское в 1919 году, сожгла бумаги, в том числе и эту рукопись. Рукопись же стихов "Зарди дуар" сохранили друзья поэта, этот сборник был издан при непосредственной поддержке и участи Георгия Мамаева, Сармата Косирати и Андрея Гулуева в 1926 году. Тогда в нее вошли только 59 стихотворений. После выхода "Зарди дуара" о Баграеве заговорили в разных уголках Дигории, как о большем талантливом поэте. В том же 1926 году по рекомендации боевых товарищей Данела Тогоева и Симона Такоева Созура Баграева приняли в ряды Всесоюзной Коммунистической партии большевиков.  

 

Созур Баграев писал стихотворения не только о родном крае, но и о борьбе трудящихся других стран. Он откликается на события в Китае (стихотворение "Китай" и на казнь американских революционеров Сакко и Ванцетти в 1927 году (стихотворение "Сакко и Ванцетти" . Но Созуру не суждено было раскрыть все стороны своего замечательного поэтического дарования. В своем последнем письме к своему лучшему другу Сармату Косирати он писал: "Хуарзбон, Сармат. Нур, ангъалдан, архъарддай ма малат. Ка*й зонуй, карадзей ку набал файйинан. Дауай цаун мардтама аразийай. Ма ке набал адтай, уома гаска аци дууа андзавгемай андар неци бакустон. Неками неци ниууагътон, ма зунд махемай. Фасаууонма да ма хъури канун, ма цасти суг калгай, ансувари ада мин ду равардтай. Созур".  

 

9 июля 1928 года не стало дигорского народного поэта Созура Курмановича Баграева. Похоронили поэта в Юго-Восточном кладбище селения Христиановское. Свое последнее стихотворение "Хумганаги мата" ("Думы пахаря" написанное 18 февраля 1928 года, Созур Баграев тоже посвятил труженику земли, крестьянину- пахарю.  

По поводу смерти Созура Баграева, Георгий Мамаев написал короткое стихотворение, которое вышло в газете "Расдзинад" 19 июля 1928 года.  

 

Фандараст уо да дуйней бууатма, Созур! 

Цастисугай на зарди нез на уадзан, 

Устур хистай зарандти дар на сайан. 

Да сагъаста на зардабал дардзинан. 

Сурх туруса разма, тохгай, хасдзинан. 

 

Несмотря на короткую жизнь, отпущенной судьбой, Созур Баграев стал признанным поэтом еще при жизни. За двадцать лет своей творческой жизни начиная с 1908 по 1928 год, Созур написал 204 стихотворения на дигорском языке. Они были изданы отдельным сборником "Зарди дуар" в 1926, 1939, 1949, 1978 и 1991 годах. Стихотворений Созура Баграева было намного больше но, к большому сожалению многие из них по разным причинам утрачены безвозвратно. Если замечательные поэмы другого дигорского классика Георгия Малиева, питались в первую очередь, корнями фольклора, народных преданий, легенд, то в творчестве Баграева четко прослеживаются социальные мотивы. Он живописал крестьянский быт, поэтизировал нелегкий труд труженика земли, воспевал свободу личности, призывал к социальным переменам, от которых ждал коренного перелома к лучшей и светлой жизни своего народа. Смело критиковал отсталые традиции предков, ведшие народ в никуда. 

 

Нельзя не обойти семью Созура Баграева. Вместе со своей женой Гатиной Биниевной они воспитали четырех сыновей и трех дочерей, которые не уронили честь отца. Во время тяжелейшего испытания выпавших на долю нашего народа, в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, трое сыновей поэта, ушли защищать советскую Родину от немецко-фашистских захватчиков. Не вернулись с войны авиатор Мукара (погиб в 1943 году) и педагог-историк Леонид (погиб в мае 1942 года). С простреленными легкими, инвалидом пришел к родному очагу Петр. Ввиду инвалидности с детства, не пришлось учителю Борису, воевать наравне с братьями. Но во время оккупации немцами селения Дигора (ноябрь-декабрь 1942 года), он выполнял специальное задание советского командования, за что позже был удостоен правительственной награды - медаль "За оборону Кавказа". За связь с партизанами и за укрытие писем братьев с войны, была схвачена и брошена в подвал старшая дочь Созура Вера. Многие годы отдала партийно-комсомольской работе другая дочь Сима. Долгие годы на благо здоровья людей трудилась самая младшая дочь - Сима. 

 

Имя выдающегося поэта не забыли в родной Дигоре. 15 марта 2001 года Глава администрации местного самоуправления город Дигора М.Д. Хударов постановил присвоить районному Дому культуры имя Баграева Созура Курмановича, народного поэта Осетии. 

 

Тимур Карданов 

учитель истории 

МОУ СОШ 1 г. Дигора 

 

 

 



 Комментарии к статье (0)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины