Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English





http://allingvo.ru/ АБХАЗИЯ - Apsny.Ru

Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru



Rambler's Top100 Индекс цитирования

Цорионти Резван
< назад  Комментарии к статье (1)      Версия для печати

Цорионти Резван Каурбекович  

(4.03.1936 - 21.02.1997) 

Известный советский осетинский композитор, музыкально-общественный деятель.  

Заслуженный деятель искусств СОАССР (1980). 

 

 
Родился в с. Лескен Ирафского района. В 1959 окончил Орджоникидзевское училище искусств, где учился на отделении хорового дирижирования у З.А. Дзуцати. В 1964 окончил Ереванскую государственную консерваторию им. Комитаса по классу композиции проф. Т.Н. Егиазаряна. В 1970—84 — ответственный секретарь Союза композиторов СОАССР. В 1984—87 — председатель правления СК СОАССР. В 1975 организовал фольклорный ансамбль «Чепена», в 1991 — детский фольклорный ансамбль при Республиканском лицее искусств. Участвовал в международных музыкальных фестивалях в Болгарии (1973), Индии (1987). 

Член Союза композиторов с 1966.  

Героическая история и сегодняшний день Осетии — вот два полюса постоянного притяжения творческих интересов композитора Резвана Цорионти. Уже в первом крупном самостоятельном сочинении —дипломной консерваторской оратории «Слава труду» на текст Г. Плиева — молодой композитор обратился к теме современности и созидательного труда. В дальнейшем образы советской Осетии нашли отражение в многочисленных песнях («Фаеллойы зараег» на слова Б. Муртазова, «Аразджыты зараег» на слова Г. Цагараева, «Дружба целинников» на слова Ф. Карбушева, «Колхозная», «Посвящение в рабочие» на слова А. Гангова и другие), в вокально-хореографической сюите «Осетия танцует симд», в «Приветственной увертюре», в мюзикле «Трасса юности», посвященном строителям Транскавказской автомобильной магистрали. 

«Приветственная увертюра» для симфонического оркестра—небольшая пьеса жанрово-танцевального характера, написанная «по случаю»: к 70-летию Великого Октября. В увертюре слышатся звучания и настроения радостно бурлящих праздничных людских масс (вспоминаются советские демонстрации, шествия, митинги). Живость и динамику начальной танцевальной теме придают пружинный, импульсивный мелодико-ритмический рисунок, «пестрая» оркестровка, когда каждое новое двухтактное построение мелодии исполняется новым инструментом: 

В кульминации у валторн проходит тема широкого дыхания торжественно-героического склада: 

Две музыкальные стихии — танцевальная и песенно-эпическая — сопоставляются и в Концерте для трубы с оркестром. В одночастной рондальной композиции оживленный танцевальный рефрен чередуется с двумя медленными песенно-речитативными эпизодами, в которых «вокализы» солирующей трубы выдержаны в духе народных героических песен: 

Активное претворение интонаций мужских героических песен стало характерной чертой творчества Р. Цорионти. Как писала Г. Скудина в «Музыкальной жизни» об одном из капитальных сочинений композитора— поэме-оратории «Сказ об осетинском народе» («Кадаег Ирыл») на стихи В. Малиева, — «сразу обратила на себя внимание начальная оркестровая тема, величественная, как линия гор на горизонте. И далее увлекали быстро сменяющиеся эпизоды оратории: жесткая воинственная скачка, рассказ о страданиях народа, музыка плача и другие лаконичные хоровые, сольные и оркестровые «кадры». Очень хороша строгая и благородная мелодическая тема в дорийско-фригийском ладу, характерном для народной осетинской музыки. Пусть в оратории есть несовершенства: вторая ее половина (картина современной Осетии) начинается слишком внезапно, к ней могло бы подвести симфоническое развитие; вообще, оркестр можно было бы использовать более смело. Но в сочинении ценно ощущение драматизма истории народа и драматического в его фольклоре (того, что заложено в героических песнях и плачах). С этим связано и внимание композитора к ладовому и ритмическому разнообразию народного творчества, стремление дать свое, современное преломление его». 

Жанр мужской хоровой героической песни стал центральным стилистическим и формообразующим материалом музыкальной драмы «Прерванная песня» («Зараег аскъуыди аембисыл») по пьесе С. Кайтова. В четырех новеллах-действиях драмы рассказывается о молодых героях, погибших в годы Великой Отечественной войны, — поэтах Мухарбеке Кочисове и Хазби Калоеве, учительнице Чабахан Басиевой, офицере, Герое Советского Союза Алихане Гагкаеве. Композитор ввел в драму героические песни, сделав их «вершиной-источниками» и итоговыми кульминациями каждой новеллы. В спектакле звучат песни Р. Цорионти об А. Гагкаеве, братьях Гасановых, песни Ф. Суанова о X. Калоеве, Ч. Басиевой, С. Калаеве, М. Кочисове. Помимо косвенной, объективной, песенно-хоровой, у каждого героя есть прямая сольная характеристика — песня, ариозо, ария, в которой композитор запечатлел психологический портрет персонажа. Размышления Хазби Калоева о прожитой жизни, о возможной смерти в предстоящем бою воплощены в Песне, замечательной своей мелодичностью, простотой, лиризмом. В Арии Чабахан Басиевой, накануне казни прощающейся с близкими, с Осетией, родными, думающей об освобождении своей страны и о победе, настроения сосредоточенности, тихой, скорбной грусти сменяются порывами воодушевления и страстной силы. Оркестровое сопровождение пронизано интонациями «Алагирской хонги», исполняющей роль музыкального символа мирной, свободной Родины героини. 

Романс Алихана Гагкаева можно назвать монологом. В крайних задумчиво-проникновенных разделах герой обращается к нежно любимой матери («Абон акъоппы кастой дае фыстаег, о мае уарзон, мае ныййараег мад»). Маршеобразная середина наполнена эмоциями мужественной, волевой решимости и гнева. По форме и характеру музыкально-выразительных средств Романс Алихана представляет собой скорее ариозо с типичным ариозно-декламационным соотношением слова и вокальной мелодики, с полифоническим соотношением вокальной и развитой оркестровой партий. 

Необычный жанр «Прерванной песни» авторы определили как музыкальную народную драму, отразив в подзаголовке свое стремление придать повествованию демократичный, живой, в чем-то документальный характер. Этим обстоятельством можно объяснить и включение в текст драмы стихотворений, военных писем погибших поэтов-воинов Хазби Калоева, Мурата Елекоева, Дзамболата Басиева, обильное цитирование песен военной поры, как советских («В землянке» К. Листова, «Соловьи» В. Соловьева-Седого), так и осетинских народных («Алагираг», на текст М. Кочисова «Фыстаег мае мадмае», на текст Г. Хугаева «Два письма»). 

Иначе, обобщенно-символически, раскрывается композитором тема войны в камерной опере «Зов Земли», где участвуют чтец и два условных персонажа — Земля (меццо-сопрано) и Фарн (бас). Создаваемое в годы прокатившихся по стране локальных конфликтов, в том числе — военной агрессии против Осетии (1989—92), произведение стало горячим, искренним свидетельством активного протеста авторов — Р. Цорионти, П. Урумова — против войны, смертей, разрушения. Опера рассчитана на концертное исполнение, драматическое действие в ней отсутствует. Стихи антивоенного содержания чередуются с оркестровыми эпизодами и вокальными номерами. Присущие сочинению некая плакатность замысла, схематичность композиции компенсируются выразительностью вокального мелоса, то песенного, то речитативного, пронизанного интонациями осетинских героических песен и плачей-хъарджытае, а также программной изобразительностью жестких, «военных», оркестровых эпизодов. 

Легенда о Девичьей скале легла в основу либретто (автор Ц. Хамицаев) оперы-балета «Поляна влюбленных» (написана в 1973, поставлена в 1996). В спектакле наряду с реальными персонажами — влюбленными Залиной и Махаром, Асиат и Хетагом, отвергнутыми Бегом и Зарой, действуют сказочно-символические Зондтых (Добро), Харрагъ (Зло) и Любовь. Интонационные сферы отрицательных и положительных героев открыто контрастируют друг с другом. Харрагъ, Бег и отчасти Зара характеризуются речитативной мелодикой, инструментальными «колючими» лейттемами, диссонирующими лейтгармониями и лейтинтонациями, среди которых — увеличенные трезвучия, тритоны, хроматические мелодические «спуски» и т.п. Музыка положительных персонажей или вокально-напевна, или пронизана танцевальностью. Основополагающую роль в развитии образов влюбленных играет жанрово двойственная песенно-танцевальная лейттема Любви, которая проходит то в инструментальном изложении (балетная сцена Любви из I действия, оркестровое вступление ко II действию), то в вокальных партиях (квартет Залины, Асиат, Хетага и Махара, рассказ Зондтых из I действия). Интересно решены массовые картины, в частности, сцена праздника на поляне из I действия, с оркестровыми танцами, балетной сценой Любви, фугированным хором «Хур дэер наем...» и хоровым симдом «Уарзондзинады цины бон...», композиционно-смысловой аркой обрамляющим сцену. 

Успешно работал композитор в жанрах хоровой и эстрадной музыки. Выпускник дирижерско -хорового отделения училища искусств, Р. Цорионти хорошо знал и чувствовал специфику хорового письма. Ему удавались и акапельные миниатюры («Хаедзаронтае», «Утес» на стихи К. Хетагурова), и многочастные оратории («Слава труду, «Сказ об осетинском народе»). 

Узнаваем оптимистичный, энергичный и несколько угловатый стиль эстрадных песен Р. Цорионти, с их пружинными ритмами, простыми чеканными мелодиями, национально окрашенными гармониями. 

«Песня всадника» на стихи Г. Гагиева, «Горская пляска», «Приезжай к нам в Иристон» на стихи А. Гангова, «Мчится Терек» на стихи Б. Дубровина и другие песни Р. Цорионти звучали не только в Осетии, но и в концертах первоклассных столичных эстрадных коллективов — Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и радиовещания под управлением Ю. Силантьева, Ленинградского эстрадно-симфонического оркестра под управлением А. Бадхена, Ансамбля электромузыкальных инструментов под управлением В. Мещерина. 

В последние годы Р. Цорионти трудился над оперой «Прометей» по пьесе М. Карима. 

 

СОЧИНЕНИЯ: 

опера-балет—«Уарзаетты фаез» («Поляна влюбленных», либретто Ц. Хамицаева, 1996), камерная опера «Зов Земли» (либретто П. Урумова, 1992), музыкальная драма «Зараег аскъуыди аембисыл» («Прерванная песня», либретто С. Кайтова, 1975), мюзикл «Трасса юности» (либретто А. Гангова, Ю. Лекова, 1979), музыкальная комедия «Дзеногкайы митае» («Проделки Дзеногка», либретто Л. Макиева, 1978); 

для певцов-солистов, хора и оркестра — оратория «Намыс фаеллойаен» («Слава труду», слова Г. Плиева, 1964), героическая поэма -оратория «Кадаег Ирыл» («Сказ об осетинском народе», слова В. Малиева, 1970), вокально-хореографическая сюита «Осетия танцует симд» (1975); 

для хора и оркестра — «Дзыллаеты амонд»(«Счастье народа», слова Д. Дарчиева, 1971), «Тебе, Осетия» (слова Ф. Валиева, 1970) и другие; 

для симфонического оркестра — «Приветственная увертюра» (1977); 

для инструмента с оркестром — «Сказка», «Танец» для фортепиано (1975), Концерт для трубы (1981); 

 

камерно-инструментальные ансамбли — струнный квартет (1965), «Юбилейная Кантемировская увертюра» для оркестра цирка (1972) и другие; 

для фортепиано — Сборник пьес для детей // «Колыбельная», «Хонга», «Состязание», «Грустная песенка», 

«Канон», «Шутка», «Колыбельная», «Танец», «Песня», «Сказка», «Танец», «Марш». — Орджоникидзе, 1983; Ирон кафты цаегъдтытае (Осетинские танцевальные мелодии). — Орджоникидзе, 1983; полифонические пьесы и другие; 

для смешанного хора a capella — «Хаедзаронтае» («Новогодняя песня», стихи К. Хетагурова, 1960), «Утес» (стихи К. Хетагурова, 1962), «Чындзаехсаевы зараег» («Свадебная», слова В. Малиева, 1965) и другие; 

для смешанного хора и фортепиано—«Фаесиваеды зараег» («Молодежная», слова Т. Кертанова, 1960), «Фаеллойы зараег» («Трудовая песня», слова Б. Муртазова), «Аразджыты зараег» («Песня строителей», слова Г. Цагараева, 1963), «Намысы зараег» («Величальная», слова В. Малиева, 1967), «Уалдзыгон зарагг» («Весенняя песня», слова А. Бекмурзова, 1970) и другие; 

 

для мужского героического хора(а сарреllа) 

— «Гагкайты Алиханы зараег» (слова М. Дзасохова), «Хъантемыраты Алыбеджы зараег» (слова Г. Цагараева), «Гасанты аефсымаерты зараег» (слова Г. Цагараева), «Махъоти Алихани зар» (слова Т. Кертанова) и другие; 

 

для голоса с фортепианным сопровождением — «Саурагсугъд, ракаес» («Выгляни, красавица, в окно», слова В. Малиева), «Баеркады зараег» («Песня изобилия», слова Р. Ханикаева), «Бараеджы зарагг» («Песня всадника», слова Гагиева), на слова А. Гангова «Посвящение в рабочие», «Спору нет», «Горская пляска», на слова А. Голика «Песня о вечернем Орджоникидзе», на слова Б. Дубровина «Мчится Терек», на слова Лукьяненко «Детям —- цветенье радуг» и другие; 

 

музыка к спектаклям — Северо-Осетинского драмтеатра: «Земфира» (1965), «Орлиная гора» (1975), «Дикарка» (1981) и другие; 

 

СОСТАВЛЕНИЕ: 

Сборник песен для учащихся 1-3 классов. —Орджоникидзе, 1982; Лирикой зарджытае (Лирические песни). — Орджо¬никидзе, 1982. 

 

СОСТАВЛЕНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ: 

Даеуыл зараем, Фыдыбаестае. (Песни родного края). — Орджоникидзе, 1981; 

Алыккаты Ж. Цаей, ныззараем (А. Аликов. Споемте, друзья)— Орджоникидзе, 1977. 

 

 

От автора проекта "Осетины".  

 

Я познакомился с Резваном Цорионти во второй половине 1970-х годов, став одним из первых участников организованного им при Союзе композиторов фольклорного ансамбля "Чепена". Резван был большим энтузиастом и знатоком народной музыки. За сравнительно короткое время он сумел собрать прекрасный коллектив и привлек к работе с ним таких знатоков хорового пения, как Алибек Бериев и, позднее, Ольга Джанаева. Благодаря усилиям Резвана Цорионти и хормейстеров, ансамбль "Чепена" вывел исполнение осетинской народной, и особенно - героической песни на совершенно новый качественный уровень. На всех смотрах, где выступал ансамбль, он признавался несомненным лидером этого жанра. Коллектив гастролировал по всему Северному Кавказу и республике, всегда встречая радушный прием. Никогда не забуду встречу в осетинском селе в Кабардино-Балкарии, куда мы повезли представлять только что написанную Резваном песню об одиннадцати братьях Шотаевых, погибших на фронтах войны.  

 

Нас всех подкупала простота и душевность Резвана, его творчество вызывало большое уважение. Написанные им красивые, мелодичные и надолго запоминающиеся "Гагкайты Алиханы зараг", "Хъантемыраты Алыбеджы зараг", "Гасанты Афсымарты зараг", "Барэг" полюбились в народе и вошли в репертуары многих коллективов. 

Резван Цорионти прожил недолгую, но насыщенную и плодотворную жизнь. Сегодня свою яркую лепту в музыкальную жизнь нашего народа вносит сын Резвана - Аркадий.  

 



 Комментарии к статье (1)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины