Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English





http://allingvo.ru/ АБХАЗИЯ - Apsny.Ru

Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru



Rambler's Top100 Индекс цитирования

Гергиев Валерий
< назад  Комментарии к статье (1)      Версия для печати

Гергиев Валерий Абисалович 

(2.05.1953) 

Выдающийся дирижер современности. 

 

Народный артист России, дважды лауреат Государственной премии, главный дирижер и художественный руководитель Санкт- Петербургского Мариинского театра  

 

 
Родившийся в осетинской семье в Москве в 1953 году и выросший на Кавказе Валерий Гергиев получил музыкальное образование в Ленинградской консерватории в классе профессора И. А. Мусина. В 23 года он одержал победу на конкурсе дирижёров фон Караяна в Берлине и ещё студентом консерватории был приглашён в Кировский театр. 

 

В возрасте 35 лет Валерий Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы, а с 1996 года является художественным руководителем-директором Мариинского театра. Сегодня Гергиев считается одним из ведущих дирижёров мира. С ним хотели бы сотрудничать лучшие оркестры и оперные коллективы. Однако его главное стремление остаётся неизменным - превратить труппу Мариинского театра в лучшую труппу мира и позволить стране гордиться Санкт-Петербургом и Мариинским театром (пути развития которых он видит в единстве). Художественные достижения маэстро Гергиева принесли ему многочисленные звания и награды. Он - народный артист России (1996), лауреат Государственной премии России за 1994 и 1999 годы, с 1996 по 2000 и в 2002 году ему как лучшему дирижёру года присуждалась высшая театральная премия страны "Золотая маска", Гергиев получил приз Дмитрия Шостаковича и премию "Золотой софит" за лучшую дирижёрскую работу в 1997, 1998 и 2000 годах. За выдающиеся исполнение классической музыки Валерий Гергиев был удостоен титула "Лучший дирижёр года" (Musical America - США, Independent, Evening Standart - Великобритания). В 1998 году за выдающийся вклад в музыкальную культуру Philips вручил ему специальную премию, которую он передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра. В 2000 году Валерий Гергиев был избран действительным членом Международной академии творчества. В том же году ему были присвоены высшие награды России и Республики Армении - орден Дружбы и орден св. Месропа Маштоца. В 2001 году маэстро был награждён Крестом I класса "За заслуги" Федеративной Республики Германии за активное содействие в области германо-российского культурного обмена и личный вклад в популяризацию музыки немецких композиторов. Гергиев также был удостоен высочайшей правительственной награды Италии - ордена "Почётный кавалер" ("Ufficiale al Merito"). Такая награда вручается выдающимся гражданам страны, внёсшим особый вклад в благосостояние отечества в областях науки, экономики и культуры. Подобная честь оказывается иностранцам в исключительных случаях. 31 января 2002 года Владимир Путин вручил Валерию Гергиеву премию Президента России в области литературы и искусства. 

 

В Мариинском театре Гергиев воспитал плеяду певцов мирового уровня, но его главным художественным достижением остаётся расширение и обновление репертуара, особенно произведений русской классики, что ставит маэстро особняком в ряду дирижёров конца XX века. Он предан Прокофьеву, о котором, по его мнению, забывают. Во время фестиваля "Звёзды белых ночей" в 1999 году Гергиев осуществил новую постановку оперы "Семён Котко", а в 2000 году под его управлением прозвучала опера "Война и мир", ставшая одной из блистательных премьер сезона 1999-2000.  

 
 

Оперы Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева и Шостаковича, а также балеты Стравинского заняли прочное место в репертуаре театра. Большое внимание в репертуарной политике Гергиев уделяет и работам западных композиторов. Одним из главных событий этого направления стала опера "Парсифаль" (1997), поставленная в России впервые за последние 80 лет. В 2000 году началась работа над вагнеровским "Кольцом нибелунга". В мае 2000 года состоялась премьера первой части цикла - оперы "Золото Рейна", в 2001 - "Валькирии". Вся тетралогия впервые прозвучит в исполнении русской труппы на немецком языке и в последовательности частей, предусмотренной композитором. В сезоне 1998-1999 годов Гергиев и его театр отметили несколько юбилеев: 20-летие прихода маэстро в Мариинский театр, 10-летие на посту музыкального руководителя, 10-летие эксклюзивного сотрудничества с компанией Philips, принёсшего записи более 30 дисков. Дискография отражает два проекта из ранних 90-х, оказывающих своё влияние и поныне. Это два фестиваля, посвящённые Римскому-Корсакову и Прокофьеву, - фигурам первой величины на музыкальном Олимпе Санкт-Петербурга. К двум операм Римского-Корсакова, "Псковитянке" и "Садко", добавились "Легенда о невидимом граде Китеже", "Кащей бессмертный" и "Царская невеста", а также "Игрок" Прокофьева (в дополнение к уже выпущенным "Обручению в монастыре", "Огненному ангелу" и "Войне и миру"). Другие оперы, включая "Руслана и Людмилу", "Князя Игоря", "Хованщину", обе версии "Бориса Годунова", "Пиковую даму", "Мазепу" и "Иоланту", входят в число самых значительных выпусков в серии Philips - Mariinsky. Не менее важной стала и запись оригинальной санкт-петербургской версии оперы Верди "Сила судьбы". "Спящая красавица" и "Ромео и Джульетта" записывались на ранней стадии этого сотрудничества. В 1998 году вышли в свет "Щелкунчик" и "Жар-птица", а также "Прометей" Скрябина. 

 

 
С оркестрами Мариинского театра, Венской филармонии, Роттердамской филармонии дирижёр записал произведения Бородина, Глинки, Мусоргского, Хачатуряна, Лядова, Прокофьева, Рахманинова, Шостаковича и Чайковского. 

Статья в The New Yorker так определяет устремления и результаты плодотворной дейтельности маэстро: «Гергиев вновь соприкоснулся с чем-то более глубоким. Другие дирижёры его поколения сделали себе имя благодаря осознанным индивидуальным интерпретациям. Гергиев же порождает спонтанный поток эмоций, всеобщее праздненство звука. Он способен выразить идею эмоциональной материи музыки и дать ей жизнь». 

http://www.gergiev.ru/  

 

 

Валерий Гергиев. Юбилей на родине предков  

(3 мая 2003 года)  

 

Одному из самых известных дирижеров планеты, руководителю Мариинки Валерию Гергиеву 2 мая 50! Круглую дату он отмечает не в Москве - где родился, и не в Санкт-Петербурге - где постоянно живет, а в Северной Осетии - на родине предков. 

 

Валерий Гергиев счастлив. Он нацепил войлочную панаму, и как ребенок дурачится перед фотокамерой. "Я возвращаюсь в те годы, когда здесь жил, - говорит юбиляр, - по здешним ущельям мы мальчишками ходили в походы, вместе с родителями приезжали на выходные. А совсем недалеко отсюда мой дядя построил пионерский лагерь. Я даже участвовал в строительстве этого пионерского лагеря. Мне было 16 лет, я очень хорошо это помню: 69-й год, мы тогда там разбили футбольный стадиончик, поле выровняли, поставили ворота, для детей это был - предел мечтаний". 

 

Один из самых известных дирижеров мира отказался отмечать свое 50-летие в Москве - где родился, в Ротр-Даме - где работает, в Нью-Йорке - где открывает каждый сезон в Метрополитен-опера, и даже в Санкт-Петербурге - где живет и руководит Мариинским театром. Отказался в пользу Владикавказа. Объясняет этот выбор Валерий Гергиев так: "Я сюда приехал не просто справлять юбилей, побутарить, поговорить, попить… Я хочу вернуться к истокам, которые мне давали силы в жизни. Потому что, если я сейчас имею силы и энергию, то набирал я их здесь".  

 

"Хочу на родину предков", - сказал маэстро, собрал друзей и самолетом Як-42 отправился в Осетию. В аэропорту Владикавказа Гергиева встречали президент республики Дзасохов, самодеятельные коллективы и по национальному обычаю - пиво с осетинскими лепешками. Эскорт из нескольких машин прямо из аэропорта отправляется на открытие мемориальной доски на доме, где жил дядя Гергиева - Борис Лакути. Это он строил пионерские лагеря и возглавлял электронные предприятия Осетии. "Дядя Боря оказал на меня самое большое влияние, - говорит Валерий Абисалович, - и мама. Если бы не ее настойчивость, меня же в музыкальную школу не хотели принимать". "Ему поставили сплошные двойки: память - два, речь - два, слух - два. Не приняли. Но я настояла и сделала так, что Валеру в кандидаты взяли. Валера увлекался борьбой, - вспоминает Тамара Тимофеевна, - хорошо играл в теннис и в футбол". На теперь уже старый стадион "Динамо" Валерий Гергиев любил бегать гонять мяч и болеть за своих футбольных кумиров. 

 

Гергиев и сейчас умудряется выкраивать время для любимой игры, хотя спит не больше четырех часов в сутки. Каждый день - концерт или репетиция. "Валерий во всех тонкостях футбола разбирается как в музыке. Помню, мы с ним оказались в Амстердаме на финале Европейского чемпионата, как он болел! России тогда не было среди финалистов, и вместе со мной он поддерживал французов", - рассказывает президент клуба "Олимпик-Марсель" Роберт Луис-Драйфус. 

 

Гергиева называют даже не человеком-оркестром, а дирижером-холдингом. К своим "Белым ночам" он добавил еще один фестиваль - "Московский Пасхальный". В октябре намерен открыть "Русские сезоны" в Японии. А нынешний свой день рожденья начал с того, что подписал соглашение о строительстве в Осетии культурного центра имени Гергиева. На вопросы о личном отвечает: "Наверное, я - плохой отец своим сыновьям, но я еще и не самый плохой дирижер и руководитель театра. Когда и семья нужна, и фестиваль нужен, и там успеть, и тут, тогда возникают трудности. Но это - уже мои трудности, и я их решу в следующие 50 лет". 

 

Гуля Балтаева (Вести.Ru)  

 

 

«Гергиев несёт на своих плечах непропорционально большую часть современного музыкального мира. Под его руководством Мариинский театр стал одной из наиболее почитаемых (и записываемых) оперных трупп мира».  

The New Yorker (апрель 1998)  

 

«Гергиев в качестве дирижёра-звезды, каким он, без сомнения, является, относится к категории волшебников звуков, обладающих свойством притягивать к себе публику так, что она теряет под собой землю».  

Boblinger Bote (июль 2000)  

 

«Заслуга Гергиева не только в том, что он открыл Западу мир русской музыки, но и в том, что сегодня труппа Мариинского - это поразительное воплощение принципов ансамбля».  

Guardian Weekly (27 июля - 2 августа 2000)  

 

 

 

 
Дирижерская карьера Валерия Гергиева началась еще в студенческие годы в Петербургской консерватории, где его учителем был выдающийся музыкант и педагог профессор Илья Мусин. В эти годы Гергиев стал лауреатом Всероссийского конкурса дирижеров в Москве, а чуть позже - всемирно известного Конкурса дирижеров "Фонд Герберта фон Караяна". Более 20 сезонов с 1977 года Гергиев стоит за пультом одного из старейших оперных театров России - Мариинского. С 1988 года маэстро - Главный дирижер и Художественный руководитель этого коллектива. За это десятилетие Валерий Гергиев осуществил в Мариинском театре несколько грандиозных творческих проектов: фестиваль Модеста Мусоргского в 1989 году, фестиваль музыки Сергея Прокофьева в 1991-92 годах, фестиваль "Римский-Корсаков в XX веке " в 1994 году. С 1993 года он ежегодно проводит Международный фестиваль искусств "Звезды белых ночей".  

Феноменальная работоспособность маэстро, влюбленность в свою профессию позволили Валерию Гергиеву расширить репертуар, как оперный, так и балетный и вывести Мариинский театр в ряд лучших оперных театров мира. В 1993 году маэстро стал Народным артистом России, в 1993 и 1996 годах ему присужден титул "Музыкант года", "Дирижер года" в 1997 году. В 1996, 1997 годах Валерий Гергиев удостоен Всероссийской театральной премии "Золотая маска", а также премии имени Дмитрия Шостаковича и петербургской премии "Золотой софит" за лучшую дирижерскую работу в опере Вагнера "Персифаль".  

Одна из последних работ театра - опера Александра Бородина "Князь Игорь". Новая версия этой оперы, поставленная в Мариинском театре в марте 1998 года, вызвала бурные споры среди критиков и любителей оперного искусства.  

"Опера подразумевает очень много элементов, которые должны сходиться в каком-то гармоническом единстве, - говорит Валерий Гергиев- Гармонично - это точное слово для оперного спектакля. Звучание оркестра, хора, визуальный ряд, какая-то особая магнетическая атмосфера заставляет публику испытывать сильнейшие чувства. Живой контакт - вот к чему стремятся артисты и наши слушатели. И все-таки не так часто мы уходим из театра абсолютно удовлетворенными".  

Когда наблюдаешь за Валерием Гергиевым во время репетиционной работы, вспоминаются слова знаменитого драматического режиссера Георгия Товстоногова: "Любая художественная деятельность в творческом коллективе предполагает осознанную диктатуру".  

"Я думаю, диктатура у нас - это диктат музыки, говорит Валерий Гергиев, - диктат "его величества театра". Диктат музыки получается, со вторым определением у нас еще не очень хорошо. Нам еще не удалось создать такое положение, чтобы спектакли Мариинского театра выходили в синтезе всех элементов режиссуры, живописи, сценографии... Наша суперзадача - найти режиссеров, художников, которые могли бы на творческом уровне конца 20-го века создать совершенные оперные спектакли".  

 

 
Творческая активность Валерия Гергиева - поразительна. Успевая ставить в Мариинском театре пять-шесть оперных премьер в год, он много концертирует за рубежом. В последние 10 лет Гергиев - главный дирижер Роттердамского симфонического оркестра, с 1997 года - главный приглашенный дирижер Метрополитен Опера. В 1993 году он организовал ежегодный фестиваль в Миккели (Финляндия), с 1996 года является руководителем "Гергиев-фестиваля" в Роттердаме и музыкального фестиваля в Элайте на Красном море. В Лондонском Альберт-Холле по инициативе маэстро и при его участии проводится цикл ежегодных Королевских Гала-концертов Королевского филармонического оркестра и артистов Мариинского театра.  

"Наш театр сегодня должен закончить период таких героических, штормящих сезонов, когда невероятное количество задач и невероятный энтузиазм затрачены на премьеры, на гастроли по миру, - говорит Валерий Гергиев. - Хочется немного более спокойно и целеустремленно поработать над несколькими названиями оперных шедевров. Это нужно для достижения подлинной гармонии в опере. А предложений по-прежнему невероятно много". 

 

http://www.mmv.ru/person/gergiev.htm&text 

 

 

 



 Комментарии к статье (1)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины