Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English





http://allingvo.ru/ АБХАЗИЯ - Apsny.Ru

Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru



Rambler's Top100 Индекс цитирования

НАРТЫ
< назад  Комментарии к статье (0)      Версия для печати

"НАРТЫ"  

Государственный конный театр  

 
 

Театр “Нарты” родился в 1990 г. как синтез разнообразных жанров, как форма театрально – зрелищного представления, объединяющего драматическое, хореографическое, цирковое и спортивное искусство. 

 

Творческий состав театра: 45 человек. 

1.Драматическая труппа – 18 чел.  

2.Хореографическая труппа – 12 чел.  

3.Конная труппа (наездники – джигиты) – 14 чел.  

4.Лошади – артисты – 14 голов.  

 

В репертуаре театра “Нарты”:  

1.Шоу – программа “Игры Нартов” - (30 артистов, 12 лошадей).  

2.“Отверженный ангел” Ш. Джикаева ( исторический спектакль XIII-XIV век.). Занята вся труппа.  

3.“Эзоп” – Г. Фигейреду – (Древнегреческая тема).  

Занят весь состав. 

“Гамлет” У. Шекспир. (Занят весь творческий состав).  

4.Концертная программа танцевального ансамбля  

“Ритмы Кавказа”. (12 чел.) 

 
 

Имущество театра: Декорации, костюмы, световая и звуковая аппаратура. 

Художественный руководитель – директор Анатолий Дзиваев  

 
Государственный конный театр “Нарты”  

г. Владикавказ Северная Осетия – Алания, ул. Пугачева 1. 

тел. 867-2 - 76-92-01, или 867-2-76-76-73. факс: 54-32-00  

 

 

И снова Гамлет будет на коне 

В Осетии обретает новую жизнь уникальный конно-драматический театр «Нарты». Это событие можно назвать для республики знаковым. Ведь, как утверждают знатоки, лучших наездников, чем осетины, нет на всем Северном Кавказе. А если нет на Кавказе — значит, не т и во всем мире. Ведь именно кавказский регион — всемирная кузница джигитовки. 

 

Конечно, представители других горских народов могут с обидой возразить: да наши джигиты умеют обращаться с конями не хуже, чем осетины! Может быть, может быть… Но факт остается фактом: именно аланские мастера стоят у истоков двух конных театров, подобных которым нет на планете — московского «Кентавра» и североосетинских «Нартов». «Кентавр» — детище несравненного Мухтарбека Кантемирова — представителя славного рода цирковых наездников и каскадеров. До сих пор номер Кантемирова, когда артист, вращая двумя саблями, запрыгивает на скачущую лошадь и продолжает вращение в то время, когда животное берет барьеры, не смог повторить никто. Кантемиров организовал свой театр в 1988 году, первым спектаклем стала «Легенда о золотом руне». На фестивале нетрадиционных театров во Франции в Гренобль «Кентавр» занял первое место.  

 

Но конный театр Мухтарбека Кантемирова все же ближе именно к цирку, к каскадерскому искусству (не случайно Кантемиров — президент гильдии каскадеров России). «Нарты» — нечто совершенно иное. Хотя создатель драматического конного театра «Нарты» Анатолий Дзиваев начинал свою режиссерскую деятельность именно у Кантемирова. Но затем с группой артистов решил создать свой театр, который соединял бы в себе два вида искусства: драматическое (составляющее основу театра так называемого европейского типа) и конно-цирковое (взращенное на древних традициях осетинских народных игрищ, танцев и спортивных состязаний, связанных с канатоходством и верховой ездой).  

 

Именно таким удивительным театром и стали «Нарты», созданные в 1990-м году. Не случайно режиссер одним из непременных требований к актерам ставил обязательное высшее или среднее специальное театральное образование; каждый из них должен был в равной степени владеть сценическим мастерством и верховой ездой. Иначе как же можно ставить полноценные драматические произведения? А ведь премьерой нового театра стала трагедия осетинского поэта и драматурга Шамиля Джикаева «Отверженный ангел» — о героической борьбе аланского народа против нашествия монголо-татарских орд и попытке создания единого государства. За роль Эльберта в спектакле «Отверженный ангел» Государственной премии России удостоился актер театра Тамерлан Сабанов.  

 

Впрочем, труппа не отказывалась и от красочных шоу-джигитовок. С эффектной программой «Игры Нартов», в которой участвовали 30 артистов и 12 лошадей, театр побывал в 1994 году в Аргентине, затем исколесил Европу.  

 

Но главное все же Дзиваев видел в другом. Именно в драматическом конном театре Анатолий Дзиваев осуществил свою давнюю мечту — поставил шекспировского «Гамлета»! Дзиваев сам в 1970-е годы играл датского принца на сцене Северо-Осетинского государственного Академического театра и снискал этой ролью огромный успех. Теперь же он по-новому осмыслил трагическую историю Гамлета, иначе взглянул на ее героев. Так, в его трактовке Горацио — не друг, а коварный враг принца. Никакого призрака на самом деле нет, это — инсценировка Горацио и его подручных.  

 

Сев на коней, Горацио, Гамлет, Марцелл, Розенкранц, Гильденстерн и еще несколько всадников направляются к месту, где должен показаться призрак. Встреча происходит на многоярусной сцене. Призрак в красном одеянии появляется на втором ярусе, рассказывает о предательстве брата и измене жены, но, когда Гамлет бежит к нему, исчезает. И тут же появляется внизу на арене, верхом на коне! Принц бросается к конному призраку, но тот галопом уносится прочь — и тут же появляется пешим наверху с очередным требованием мести…  

 

Эффект «молниеносного появления» призрака в самых разных местах стал возможен благодаря двум братьям-близнецам Бязровым, работавшим в труппе театра — прекрасным танцорам, наездникам, фехтовальщикам и актерам. В 2001-м году театр со спектаклем «Гамлет» стал участником 4-й Театральной Олимпиады в Москве и Международного фестиваля имени Чехова. На конкурсе «Окно в Россию» «Нарты» вошли в десятку лучших театров страны. В его репертуаре появляются детские спектакли «Путешествие Гулливера» (как известно, в романе Свифта герой оказывается в стране говорящих лошадей), «Волшебная шкатулка» и «Серебряная сказка». С ними актеры выступали в апреле 2002-м года перед детьми военнослужащих, погибших в Чечне. Казалось, все будет замечательно и театр ждут чудесные перспективы…  

 

Все изменилось в сентябре 2002 года. Тогда известный кинорежиссер Сергей Бодров-младший пригласил труппу театра «Нарты» принять участие в съемках своего нового фильма «Связной». До этого наездники-каскадеры уже снимались с Бодровым в картине Алексея Балабанова «Война», и теперь Бодров привлек их уже в качестве режиссера. Именно во время этих съемок 20 сентября 2002 года в Геналдонском ущелье Северной Осетии под сошедший с гор ледник Колка попала почти вся киносъемочная группа фильма вместе с Бодровым. Среди них оказалось и семеро актеров театра «Нарты»: Руслан Тохтиев, Виктор Засев, Марина Газанова, Сослан Сланов, Заза Багаев, Алан Кесаонов и Таузбек Канатов. В ущелье они пошли с тремя лошадьми. Конь по кличке Сармат накануне съемок не дал себя подковать: бил копытами, уворачивался от кузнеца, будто предчувствуя беду. И остался в живых.  

 

Трагедия оказалась для театра тяжелейшим ударом. Он так и не смог до конца от нее оправиться. Несмотря на статус государственного, со стороны республиканских властей театр не ощущал практически никакой поддержки. Актеры получали мизерное, унизительное жалование (в 2005 — три тысячи рублей в месяц). Часть территории, на которой располагаются конюшни и площадка для выступлений, оказались проданными в частные руки (до сих пор неясно, каким образом; одни обвиняют городскую власть, другие — бывшее руководство театра). Из-за отсутствия финансирования резко сократилось и количество четвероногих артистов — с 20 до 6 лошадей.  

 

Театр стали покидать те, кто стоял у его истоков. Тогда же, в 2002-м, Анатолий Дзиваев уезжает в Москву, в театр Армена Джигарханяна. Александр Пагаев, один из основателей «Нартов», проработавший здесь семь лет артистом и четыре года — руководителем конной труппы, переехал в Нальчик для создания труппы джигитов-наездников. Лев Гибикаев стал артистом цирка в США. Махарбек Кокоев в 2005 году ушел на должность директора Северо-Осетинского драматического театра.  

 

И все же самые стойкие продолжали бороться за свое детище. Хотя театр, вошедший в десятку лучших в России, оказался на положении бездомного и одно время снимал помещение под офис у одной из городских автомоек. И все же выступали со спектаклями, гастролировали, в 2007-м даже устроили импровизированный конный парад перед матчем 1/16 финала кубка УЕФА во Владикавказе между ЦСКА и израильским «Маккаби» из Хайфы. Однако, как очень точно заметила недавно министр культуры Северной Осетии Фатима Хабалова, театр «Нарты» находился в течение последних лет «в реанимационном состоянии».  

 

Но теперь, похоже, наступают другие времена. Министерство культуры Северной Осетии приняло решение о возрождении конного театра «Нарты», который в 2010 году отметит свое 20-летие. «Его уникальность не позволяет нам относиться к нему с прежним равнодушием. Поэтому принято решение о возрождении театра», — заявила журналистам Фатима Хабалова.  

 

Правда, для этого предстоит сделать очень много. Как уточнил заместитель министра культуры республики Сослан Мамсуров, необходимо «привнести в театр новые веяния», которые позволят сделать его востребованным и самоокупаемым. Что касается востребованности и самоокупаемости, здесь проблем нет: «Нарты» в пору расцвета в полной мере отвечали этим требованиям. Однако сегодня необходима действенная помощь со стороны республиканских структур, чтобы возродить былую популярность конного драматического театра. И, по заверению чиновников, такая помощь будет оказана. «Планируется полностью восстановить всю инфраструктуру театра: приобрести лошадей, создать для них соответствующие условия, обновить материально-техническую часть. Думаю, нынешнему руководству театра удастся поднять коллектив на прежний уровень», — сказал замминистра культуры.  

 

Сейчас министерство и руководство театра занимаются поиском арены для выступлений, которую планируется арендовать, а также ведутся переговоры с Росгосцирком.  

 

Новым руководителем театра «Нарты» стал Асланбек Галаов — режиссер, выпускник театрального училища имени Щукина. В профессиональном стаже Галаова — успешные постановки в театрах республики, подготовка масштабных культурных мероприятий, актерские роли в фильмах «Сель», «Спецназ», «Марш-бросок», «Антикиллер-2».  

 

«В силу своей специфики наш театр трудно сравнить с другими театральными коллективами, работа очень сложная, связана с животными, — говорит Асланбек Анатольевич. — Прежде 20 лет театр был сезонным, и погода диктовала актерам, когда можно выступать. Мы будем добиваться того, чтобы у труппы была стационарная крытая площадка. Это создаст новые возможности для творческой работы коллектива, позволит нам выступать круглый год».  

 

Актерский потенциал у театра «Нарты» есть. «До прихода в театр я работал в системе Росгосцирка, театр для меня — не только продолжение традиций аланского боевого искусства джигитовки, но и уникальное сплетение многих искусств, — рассказывает наездник Руслан Дзахов. — Конный драматический театр уникален еще и потому, что актеры здесь не только люди, но и животные. Лошади — не только наши коллеги, но и наши близкие друзья».  

 

Как рассказывает актер театра Алик Багаев, в труппе работают в основном с орловскими рысаками: «Самые умные кони. Эта порода лучше всего подходит для актерской профессии. И характер у них мягкий, добрые они, терпеливые, понятливые. А какие красивые, крепкие, высокие!».  

 

Актер конного театра во многом отличается от своего «пешего» собрата. Если «побочные опасности» обычного артиста в основном — нервные срывы, стрессы, депрессии, то в конном театре приходится сталкиваться и с физическими травмами. «Очень травмоопасная профессия, — подтверждает наездница Фатима Тебиева. — Практически все ребята получали и легкие, и тяжелые травмы. Но ведь не это главное. Главное — театр живет».  

 

Действительно, сегодня труппа «Нартов» усиленно готовится к торжествам в честь 150-летия со дня рождения Коста Хетагурова. 2009 год объявлен в Северной Осетии годом этого замечательного поэта, скульптора, художника — основоположника национальной литературы. Основные празднества в честь Коста Хетагурова намечены на октябрь, на них собираются показать свое искусство и актеры конного драматического театра. В планах театра также — постановка «Посвящение семерым» — спектаклю в память о товарищах, погибших в 2002 году.  

 

И, конечно же, «Гамлет». Правда, гамлетовского вопроса «быть или не быть» для труппы «Нартов» не существует. Конечно же, быть. Быть и нести свое искусство людям. Нести во весь опор. 

 

 

Александр Сидоров, «Интерфакс» 

 

 

Галаов: «Наша задача – вернуть театр «Нарты» к уровню его расцвета»… 

… Есть горькие вехи, которые, точно рубя без жалости по живому, делят историю яркого и талантливого творческого коллектива на две рассеченные зияющей раной эпохи: на «до» и «после». Для Государственного конно-драматического театра «Нарты», готовящегося в следующем, 2010 году отметить свое 20-летие, таким «водоразделом» стал год 2002-й — год схода ледника Колка, год Кармадонской трагедии, унесшей жизни семерых его ведущих артистов и сотрудников — светлой памяти Руслана Тохтиева, Виктора Засеева, Сослана Сланова, Марины Газановой, Зазы Багаева, Таузбека Канатова и Алана Кесаонова. Эта потеря нанесла семь лет назад уникальному в масштабах всего Юга России коллективу тяжелейший удар. А на нее стремительно и густо начали «наслаиваться» растущие год от года, подобно снежному кому, проблемы материально-технические, финансовые, творческие, поставив, в итоге, театр на узкую, подобно лезвию бритвы, грань выживания… 

 

Сдвинуть груз этих кровоточащих проблем с «мертвой точки». Поднять театр. Доказать, что он не умер, что он жив и что по-прежнему есть у него немалый потенциал для того, чтобы вновь ярко и дерзко заявить о себе и на «творческом пространстве» Северного Кавказа, и за его пределами… Эта непростая задача и стоит сегодня перед новым, молодым и энергичным художественным руководителем и директором «Нартов», вступившим в эту должность пять месяцев назад, в мае — режиссером, актером и кинопродюсером с двумя московскими дипломами (в том числе, дипломом знаменитого Щукинского театрального училища) Асланбеком Галаовым. Подчеркнувшим тогда, весной, в беседе с корреспондентом «СО»: первой такой очень серьезной публичной проверкой творческих сил коллектива и его «воли к жизни» призвано стать в этом году его участие в праздничных торжествах в Наре, приуроченных к 150-летнему юбилею Коста Хетагурова. 

 

— Как театр, на взгляд худрука, выдержал этот ответственный экзамен перед широкими кругами зрителей Осетии и ее гостями, съехавшимися в Нар из самых разных уголков России и ближнего и дальнего зарубежья? — с этого вопроса и началось наше новое интервью с Асланбеком Галаовым, посвященное проблемам, перспективам и ближайшим планам «Нартов» на будущее. И ответ на него прозвучал со сдержанной, но явственной гордостью: 

— При всей нашей самокритичности в оценках — выдержал, я думаю, на «отлично». И убедительнее всего это, наверное, доказали аплодисменты, звучавшие в Наре во время премьеры театрализованного праздничного представления «Возвращение Коста», в котором был плотно «задействован» наш коллектив, и полные самого искреннего тепла и восхищения слова, с которыми потом к нам подходили зрители, чтобы сказать: «Спасибо!». 

 

После такого длительного творческого простоя показать такой уровень — это, я считаю, было более чем поступком со стороны коллектива. И я хочу вновь выразить через «СО» свою благодарность всем нашим ребятам, выложившимся «по полной» и наглядно продемонстрировавшим, на что сегодня коллектив способен. И, конечно, тем, чье дружеское плечо поддержки театр все время ощущал, готовясь к этому, такому важному для себя «творческому экзамену», — руководству республики и ее Министерству культуры, с чьей стороны мы тоже услышали после выступления в Наре немало очень приятных для себя слов. 

 

А главное, Нар подтвердил: направление, в котором мы работаем, востребовано зрителем. Он соскучился по нашим спектаклям. И к работе театр готов. Конечно, в это надо вложить немало сил, и произойдет это еще не сегодня и не завтра, но наша задача сейчас — шаг за шагом, этап за этапом, возвращать театру профессиональный уровень времен его расцвета. Мы очень надеемся, что нам это удастся. Тем более что в этом, повторюсь, мы ощущаем по-настоящему серьезную поддержку со стороны республиканского руководства. И, думаю, будет и помощь в решении тех наших проблем, которые сейчас стоят перед театром особенно остро. 

 

— А среди самых болезненных в их списке, о чем вы, Асланбек Анатольевич, тоже упоминали еще пять месяцев назад в своем первом интервью «СО» в новом качестве худрука «Нартов», — то, что у театра, фактически, нет сегодня подобающих его специфике условий для нормальной творческой работы. Что нужно очень серьезно поднимать его материально-техническую базу, что отсутствует у него оборудованная площадка для репетиций и выступлений, что, наконец, необходимо обновлять и пополнять состав его «четвероногих артистов» — лошадей… Обозначаются ли здесь хоть какие-то первые подвижки к лучшему? 

 

— В августе трех новых породистых красавцев-лошадей театр на свои средства уже приобрел. Мы их объездили, подготовили к работе, «познакомили» с манежем — так что теперь у нас в труппе, в общей сложности, 8 «четвероногих артистов». Однако этого недостаточно: необходимый минимум для полноценной работы театра — хотя бы 12 лошадей. Так что увеличение конюшни мы в перспективе, конечно, планируем. Но тут возникла еще одна острая проблема, которая сейчас является для театра поистине «проблемой номер один». 

Это — насущнейшая необходимость строительства «своих» конюшни и репетиционной площадки. Дело в том, что в течение последних 6–7 лет театр все это арендовал у частного лица, которое приобрело в свою собственность часть земельного участка по адресу: Пугачевский переулок, строение 1, где «квартирует» наш коллектив, и «развернуло» там свой бизнес. Теперь арендодатель договор аренды с нами продлевать отказывается, так как у него на эти территории уже другие планы — и по закону, юридически, это его право, против которого, как говорится, ничего не попишешь. К счастью, им была выкуплена в свое время не вся площадь это участка — и место, где строиться на нем, у нас сегодня есть. Но это требует средств, и как скоро начнется это строительство — зависит от финансирования. 

Нет у театра, фактически, на сегодняшний день ни специально оборудованных актерских гримерных, ни своих административно-хозяйственных помещений. Мечтаем о приобретении шапито — тогда мы и в зимний период смогли бы давать представления. Нуждается в благоустройстве и сама территория, на которой находится театр… И все эти вопросы решения тоже требуют. 

 

— А насколько важен сегодня в театре еще один вопрос — кадровый? Как «зарубцовывается» тяжелейшая рана, нанесенная «Нартам» Кармадонской трагедией семь лет назад? 

 

— Гибель семерых наших артистов в Кармадоне вместе со съемочной киногруппой Сергея Бодрова-младшего стала огромнейшей потерей для коллектива театра. Но, несмотря ни на что, это общее горе труппу морально сплотило. Порукой чему стала родившаяся в театре после этого постановка в память о ребятах — «Посвящение семерым»… 

Сейчас штат театра — 50 человек, включая и обслуживающий персонал. Но, конечно, сам актерский состав надо пополнять, в том числе и талантливыми молодыми силами. И это тоже — одна из наших задач на перспективу, которую мы начнем решать, как только театр получит необходимую базу для работы. 

 

— А новые творческие проекты, постановки новых конных шоу и спектаклей — «взрослых» и детских, встречи с которыми так ждет наш зритель? Есть ли они уже у театра «на карандаше»? 

 

— Все эти непростые годы «Нарты» не переставали получать приглашения на гастроли и творческие фестивали — в том числе, и зарубежные. Нас по-прежнему хорошо помнят за пределами Осетии, в сотрудничестве с нами заинтересованы. И в нынешнем году такие предложения тоже поступали. Но пока мы вынуждены их отклонять. Ведь к выступлениям такого серьезного и ответственного уровня надо и готовиться очень серьезно. А базы для этого у нас еще нет. 

 

Тем не менее, у театра имеется уже интересный проект постановки конно-драматического трюкового шоу, которое мы готовы, «обкатав» сначала здесь, дома, показать и на внутрироссийском «зрелищном рынке», а если будет успех, то и повезти за рубеж. Но над этим проектом надо работать, чтобы он получился действительно качественным и профессиональным, и чтобы мы с его помощью смогли достойно представить за пределами Северного Кавказа «творческое лицо» Осетии. И, опять-таки повторюсь, готовность к такой работе, направленной на возрождение славы «Нартов», у коллектива сегодня есть. Есть у людей, что очень важно, огонек в глазах. А остальное, думаю, шаг за шагом обязательно приложится… 

 

 

«Северная Осетия» 

 

Из материалов сайта http://region15.ru/ 



 Комментарии к статье (0)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины