Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English



Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru





Rambler's Top100 Индекс цитирования

Итоги анкетирования №2
< назад  Комментарии к статье (0)      Версия для печати

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 

«ВЫСШИЙ СОВЕТ ОСЕТИН» 

 

АНКЕТА №2 

 

Подведены итоги анкетирования, проводившегося с 15.03.2018 г. в течение двух недель, и, как было обещано, ниже предлагаем информацию о результатах.  

Всего в анкетировании приняли участие 579 человек. Из них осетин – 556, другой национальности - 16, и 7 человек свою национальность не указали. Но мы решили проанализировать результаты без учета национальной принадлежности анкетируемых. Вместе с этим, как и в прошлый раз, женщины приняли более активное участие (320), чем мужчины (259 ).  

 

Итак, на первый вопрос о том, кто оказал самое заметное влияние на нравственно-этическое воспитание, 82.7% уверенно отметили родителей. Для 13% это были бабушки с дедушками, для 10-ти человек – учителя, а для других 11-ти – другие люди.  

Кто же несет большую ответственность за это воспитание?  

86.5% мужчин и 96.3% женщин думают, что это – семья. Причем уверенность в этом усиливается с возрастом. 7.3% возлагают эту ответственность на общество, и только 1.7% - на школу. Как и в ответах на прошлую анкету, данные результаты показывают, что люди явно снизили уровень доверия к школе, и многочисленные реформы, через которые прошло школьное образование на протяжении последних 20 лет, заметно ослабили его воспитательную функцию. Этот процесс явно отдаляет нас от советского прошлого, и приближает к западным стандартам в образовании. 

 

В ответах на третий вопрос о границах приличия в одежде, большинство, но не явное (56%), придерживается мнения о том, что ограничения нужны в виде общепринятых традиционных норм при строгом общественном контроле за их соблюдением. Причем, что немаловажно, мужчины и женщины в этом практически единодушны. Четверть опрошенных (25%) считают, что такие четкие ограничения нужно ввести в законодательство РСО-Алания и РЮО. Причем, считающих так мужчин заметно больше чем женщин. 18.6% уверены в том, что никаких ограничений не нужно, достаточно не переступать действующие законы. Но здесь уже женщин, считающих так, заметно больше, чем мужчин (22% против 14%).  

 

По вопросу о показе своих интимных отношений в общественных местах, 63% считают, что этот процесс нужно ограничивать путем общественного контроля, базирующегося на традиционных нормах поведения. Без малого третья часть участников анкеты (29.5%) думают, что на территории всей Осетии должны действовать законодательные ограничения, а 7.8% - что никаких ограничений быть не должно, достаточно существующих законов.  

 

Под номером 5 был задан довольно провокационный вопрос, на который нужно было ответить предельно откровенно. Готовы ли выбрать те же ответы, если упомянутые выше вопросы будут непосредственно касаться ваших собственных детей и внуков? 95.7% участников ответили «да».  

 

Вопрос о надобности дресс-кода в определенных местах в какой-то степени связан с вопросом №3, и ответы на него оказались довольно интересными. Надеемся, что они окажутся полезными тем, кто принимает соответствующие решения. Итак, подавляющее большинство респондентов (69.8%) считают, что соответствующий дресс-код необходим в госучреждениях и ВУЗах, как для преподавателей, так и для студентов. 12.6% анкетируемых думают, что строгая одежда нужна только в госучреждениях, а 9% - в учебных заведениях. И только 8.1% придерживаются мнения, что никакого дресс-кода нигде не нужно.  

 

Содержание ответов к следующему вопросу вызвало нарекания у участников анкетирования, потому что не было ответа для тех, кто не употребляет ненормативную лексику вообще. Мы рекомендовали таким использовать последний ответ или же игнорировать вопрос. Судя по обилию мата в общественных местах и в интернете, результаты ответов нас немного удивили. Вышло, что почти 76% участников анкетирования матерятся редко или не матерятся вообще. Это было бы прекрасно, если бы соответствовало действительности. Видимо, на эту цифру сказались определенные факторы.  

23% участников не матерятся в присутствии старших и лиц противоположного пола, но готовы ввернуть перченое слово в других условиях. Радует то, что только 1% считает, что можно материться везде, в том числе и при детях.  

Нам, как общественной организации, ориентированной на сохранение Ирон Æгъдау, приятно, что 92.9% всех участников анкетирования считают, что за столом сквернословить нельзя ни в коем случае. Но печалит то, что эта уверенность усиливается по мере взросления. То есть количество молодых (до 20 лет), считающих так, заметно меньше, в том числе и среди девушек. И здесь, довольно незначительный, по мнению некоторых, элемент застольного этикета, дает нам серьезную пищу для размышления.  

 

Интересно, как бы выглядели результаты ответов на вопрос №9 лет 20 назад, когда водка лилась рекой, и пили ее часто вместо воды. Судя по всему, ситуация сильно изменилась, но это не значит, что проблема ушла совсем. По нашим результатам, регулярно пьют только 1.2% от всех участников. 57% пьют редко, в меру и только по поводу, а 41% - не пьют спиртное совсем. Малопьющих женщин заметно меньше 49%, против 67% мужчин. Зато 50% слабого пола непьющие, а среди сильных мужчин таких только 29.7%.  

 

Как же насчет обязательности выпивки за традиционным осетинским столом? Вопрос задан неслучайно. Общеизвестно, что у нас за праздничным столом очень часты настойчивые просьбы (чаще требования) выпить за то или за это, причем до дна. Ни у кого не бывает приятных ощущений, когда такие настояния исходят от старших. Многие поддаются таким уговорам и увещеваниям о том, что этого требует Ирон Æгъдау. Ну а что же мы думаем об этой устоявшейся практике? Только 8 человек (0.86%) уверены в том, что пить спиртное требует Æгъдау. Из остальных, 16% думают, что пить можно в меру и без «обязаловки», а 82.7% - что пить спиртное за осетинским столом не обязательно и Æгъдау этого не требует. Хотелось бы, чтобы эту информацию почитали люди всех возрастов, включая старших.  

 

Нужно ли приносить крепкие спиртные напитки в святилища? Молодежь МОД «Высший Совет Осетин» обратилась к народу Осетии с предложением прекратить распивать спиртное в наших сакральных, святых местах, Дзуары бын. И думается, что результаты ответов на данный вопрос являются лучшим подтверждением того, что они правы. Если исключить тех, кому это безразлично (2.8%), практически все (95.34%) уверены, что в святилища водку, араку и другие крепкие напитки нести нельзя, достаточно самого почетного напитка для всех поколений осетин, пива, а также кваса. Наверняка противников такого мнения среди тех, кто в интернете не копается и в опросах не участвует, заметно больше. Но и им, и тому 1% участников анкетирования, считающих, что без крепкого спиртного молитва не возымеет действие, наверняка нужно прислушаться к мнению остальных. Молодежь призывает всех поступать по совести, а не по чужому мнению или настоянию. Ведь дело касается вашего непосредственного, прямого без посредников, общения с Богом. А Ему не нужны ни водка, ни арака, ни самые дорогие крепкие спиртные напитки. Ему нужны ваша откровенность и чистота.  

 

Что думают люди насчет актуальности института общественного реагирования «Тæрхон», создаваемого при нашем движении? Примечательно, что только 2.4% участников считают, что такой «Тæрхон» не нужен и неактуален. 41% придерживаются обратного мнения, а 55.6% ставят свое мнение в зависимости от того, чем этот институт будет заниматься. При этом, мужчин, уверенных в необходимости и актуальности Тæрхона гораздо больше (48%), чем женщин (35%).  

Думаю, что результаты ответов на следующий вопрос окажутся нам весьма полезными в последующей деятельности. 24% респондентов считают, что Тæрхон должен формироваться из лучших представителей фамилий, а 13.6% - из видных деятелей. При этом, 59% остальных участников уверены в том, что в числе тæрхоны лæгтæ должны быть и те, и другие.  

 

По мнению только 9% респондентов Тæрхон должен разбирать случаи взяточничества, стяжательства и других злостных уголовных преступлений. 16 человек отметили, что этот вопрос им безразличен. Ну а остальные 87% считают, что институт общественного реагирования «Тæрхон» должен разбирать случаи преднамеренного грубого нарушения Ирон Æгъдау, имеющие большой общественный резонанс, а также вопросы примирения. Мы сами придерживаемся такого же мнения и это то, для чего «Тæрхон» и создается. 

По вопросу об инициаторе разбирательства того или иного дела в «Тæрхоне» мнения разделились. Если 39% опрошенных считают, что это должны быть фамильные советы, 44% думают, что инициировать рассмотрение могут общественные организации. 68 человек (11.7%) пришли к мнению, что в этой роли должны быть государственные и административные органы. Остальным вопрос безразличен. 

 

Обнадежили нас ответы на последний вопрос: «Как вы относитесь к замечаниям посторонних старших?» Только 1% респондентов в таких случаях хамят, а 3% - игнорируют замечания. Остальные 95.3% прислушиваются к ним, и делают выводы. Это говорит о том, что, не смотря ни на что, крепкие связи и уважение внутри нашего общества до сих пор существуют. Не умер и Фарн народа. Он только ждет тех, кто достанет его из чулана, бережно сотрет пыль, и передаст это сокровище младшему поколению. 

 

Благодарим всех, кто поучаствовал в анкетировании и дал нам возможность лучше оценить ситуацию по интересующим нас вопросам.  

 

 



 Комментарии к статье (0)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины