Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English



Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru





Rambler's Top100 Индекс цитирования

АНКЕТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ РОДНОГО ЯЗЫКА И ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
< назад  Комментарии к статье (0)      Версия для печати

ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ 

 

Уважаемые друзья! 

Подведены итоги анкетирования МОД «Высший Совет Осетин» по вопросам отношения к родному языку и национальной культуре осетинского народа. Общие результаты публикуются на сайте организации (см. адрес под этим материалом), и все могут с ними ознакомиться. Попробуем провести их сравнительный анализ.  

 

Если некоторые цифры могли быть ожидаемы, другие стали сюрпризом для нас самих. И прежде всего самым неожиданным стало число принявших участие в анкетировании. Планируемый опрос 2-3 сотен человек на пятый день через социальные сети начал расходиться с такой скоростью, что в пятницу вечером мы были вынуждены остановить анкетирование. В итоге число участников достигло 7556 человек.  

При просмотре результатов было обнаружено 137 испорченных анкет (с неуказанным возрастом, национальностью и др.) Их мы рассматривать не стали. Из остальных анкет 284 было заполнено представителями других национальностей. Это стало для нас приятной неожиданностью. Мы решили проанализировать их результаты отдельно. Их точка зрения представляет для нас несомненный интерес.  

 

На окончательные результаты анкетирования безусловно повлияли некоторые факторы, и мы осознаем, что результаты не на все 100% отражают мнение всего населения Осетии. Люди, безразличные к тем или иным проблемам обычно склонны игнорировать и анкетирование по этим темам. Вместе с тем, анкету заполняли и жители Южной Осетии, где, как известно, состояние и государственный статус родного языка несколько иные. Это также немного сказалось на результатах. Но, не смотря на всё это, мы получили хорошие возможности для сравнительного анализа.  

 

Первое, что бросается в глаза, это то, что женщины у нас социально гораздо более активны (64.7% участников анкетирования), чем мужчины (35.3%). В процессе обсуждения и нахождения решений сегодняшних общенациональных проблем, было бы желательно иметь хотя бы равные пропорции и равное участие.  

 

50.2% участников анкетирования родились или выросли во Владикавказе или другом городе Осетии, 40.3% - в сельском районе, а 9.5% - за пределами Осетии. Возраст большинства участников анкетирования находится в пределах 21-43 года (62,3%), старше 43 лет – 31,5% и только 6.2% - младше 20 лет. 

 

В ответах на первый вопрос, анкетируемые почти единодушно ответили, что владение осетинским языком необходимо для обеспечения будущего нашему народу (95.95% - мужчины и 94.32% - женщины). В то же время 65.5% представителей других народов тоже думают также и это радует. 4.7% осетин думают, что родной язык лучше знать, но можно обходится и без владения им, и с ними согласны 24.3% представителей не титульной национальности. Ну и 0.4% осетин и 29.0% представителей других народов высказали мнение о том, что владеть родным языком нет никакой необходимости, достаточно знать русский. 

 

77.5% мужчин-осетин участников анкеты и 81.69% женщин хорошо владеют родным языком, и эти цифры кажутся слегка завышенными по причинам, указанным выше. Но всё равно, очевидно, что среди взрослого населения ситуация с осетинским языком заметно лучше, чем среди детей. В то же время, больше женщин владеет родным языком, чем мужчин. 10.5% всех участвовавших в анкетировании осетин могут разговаривать, но не могут писать, а суммарно 9.2% - владеют плохо или не владеют вообще. При этом, среди сельских жителей 92.28% хорошо владеют родным языком, а 5.57% говорят, но не могут писать. Те же показатели среди городского населения выглядят иначе – 75.1% и 12.1%. Ну а среди тех, кто родился или вырос за пределами Осетии владеющих родным языком заметно меньше - 56.9%.  

Примечательно, что 20.8% представителей других народов тоже хорошо владеют осетинским языком, а 13.4% - разговорным. Но больше всё-таки тех, кто не владеет – 65.8%.  

 

Среди осетин 78.25% мужчин и 82.15% женщин считают, что не имеет значение, как учить родной язык, если есть желание. Почти столько же представителей других народов думают также. И это всецело подтверждает необходимость создания в республике условий для возникновения такого желания у нашего населения, то есть для стимулирования изучения осетинского языка.  

59.44% мужчин и 54.5% женщин представляют свой родной язык в качестве ключа, открывающего дверь в сокровищницу народа, несколько меньше – средством общения с представителями своей национальности. 6.05% осетин и 14.4% представителей других народов считают родной язык обреченным на исчезновение архаизмом. Думается, что среди населения в целом эти проценты несколько выше.  

 

Ответы на вопрос «На ком лежит больше ответственности за обучение детей родному языку?» оказались для нас весьма неожиданными. Только 5.63% участников анкетирования возложили эту ответственность на школу, в то время как 80.71% - на семью. Возможно, на результатах сказался личный опыт каждого: положительный в семье и отрицательный – в школе. Работникам системы образования, да и нам тоже, есть над чем подумать. Семья, несомненно, отвечает за закладку в сознании малышей фундамента национального самосознания, но с семилетнего возраста школа должна перехватить эту инициативу. С этого момента семья становится помощником школы, и в процессе обучения ребенок основную часть знаний и навыков получает от педагогов.  

 

Ещё более неожиданными оказались результаты ответов на следующий вопрос о правомерности родителей выбирать родной язык для своих несовершеннолетних детей. 35.35% осетин думают, что такое право у нас должно быть. Причем, такого мнения придерживаются 30.34% сельских жителей, 38.3% городских и 42.36% тех, кто родился за пределами Осетии. При этом, считающих так мужчин гораздо больше, чем женщин. Таково мнение и 66.2% представителей других народов. И если при действующих образовательных стандартах и федеральных нормативных актах третья часть осетин не считает свой родной язык безальтернативным, угроза оказаться в будущем без этого языка не столь призрачна. И у нас в этом случае возникает другой вопрос: «Чувствуем ли мы в полной мере ответственность перед предками, из поколения в поколение передававшими бесценные сокровища, для того чтобы они дошли до нас? Чувствуем ли мы ещё большую ответственность перед своими потомками, до которых по нашей вине эти сокровища уже могут не дойти?»  

 

В подтверждение этому характерны ответы на следующий вопрос. 51.86% осетин ставят права личности выше прав общества. Такие результаты опроса были бы весьма характерны для европейских или североамериканских стран. Там права личности всегда превалируют над правами общества, и в этом нет ничего особенного. Ведь у них нет понятий «сыхбæстæ», «хъæубæстæ», «мыггаг», и каждый человек живет в первую очередь для себя самого, сверяя свои поступки со своими личными правами и законами государства. Разобщенность в западном обществе очевидна и вполне естественна. На этой основе слабеют связи внутри этого общества, разрушается институт семьи, как ячейки общества, и углубляются демографические проблемы. Чем больше человек думает о своем личном удовольствии, тем меньше об окружающем обществе, его нуждах и его будущем. Меньше браков, больше разводов, катастрофическое снижение рождаемости, вынуждающее государства восполнять этот пробел за счет завоза миллионов эмигрантов. Все знают, к каким последствиям это приводит. Мировоззрение осетин всегда базировалось на общественном сознании. «Я» и «мне» ставились ниже, чем «мы» и «нам, всему обществу». Отсюда произрастали понятия «æфсарм» и «æгъдау» поскольку они могли быть применимы только по отношению к окружающим, к обществу. Последние 30-35 лет сильно изменили наше сознание, и результаты анкетирования это хорошо подтверждают. Это – не порок участников анкетирования, это, скорее, болезнь осетинского общества. Как ее лечить? Пусть каждый постарается ответить на этот вопрос самостоятельно.  

 

Ответы на вопрос о духовно-нравственных и материальных ценностях были ожидаемы, но очевидно и то, что многие не смогли ответить откровенно. Только 1.33% в анкете поставили материальные ценности выше. Впрочем, и здесь почти половина (45.26%) считают, что одно не мешает другому и, возможно, это правильно. Но очень часто в реальной жизни ситуация ставит вопрос ребром «или то, или это», и тогда ответ многих бывает другим. Материальные блага заняли в нашей жизни слишком большое место, вытесняя духовно-нравственные ценности. 

 

Что такое Ирон Æгъдау? Мы перечислили пять вариантов ответов, и подавляющее число респондентов (63.80%) посчитали, что всё перечисленное и является составляющим Ирон Æгъдау. При этом только единицы отдельно отметили застольный этикет и почти никто – веру, религию. Полезная информация для тех, кто считает, что Æгъдау нужно соблюдать только за столом, а также для тех, кто разговор об этом Æгъдау начинает исключительно с «осетинской религии». Также интересно, что для почти трети представителей других национальностей Ирон Æгъдау – это традиции и обычаи. 

 

68.41% участников анкетирования, осетин, считают, что осетинский язык и Æгъдау тесно связаны и не живучи по отдельности, в то время как 28.7% думают, что одно вполне может существовать без другого. Другими словами, по их мнению, можно быть носителем Ирон Æгъдау без владения осетинским языком. Правильно ли так думать? 

 

Отрадно, что 91.9% осетин думают, что знать и соблюдать Ирон Æгъдау необходимо. Также считают и 62.3% представителей других национальностей, но при этом 12.7% из их числа придерживаются мнения, что æгъдау сегодня не актуален и можно обходиться без него. 

 

79.58% осетин пытаются соблюдать правила Ирон Æгъдау, но не всегда получается, а 18.32% уверены в том, что соблюдают их всегда. Всего 41 осетин (0.57%) и 26 (9.2%) представителей других народов сказали, что это им безразлично. Всех их благодарим за участие в анкетировании и откровенные ответы. 

 

По мнению 57.9% осетин ответственность за сохранение нашего Æгъдау больше лежит на старших среди фамилий и соседей, а 20.57% возлагают ее на руководство республики и депутатов. С ними, видимо, не согласна десятая часть участников, которая считает, что эта ответственность лежит на Высшем Совете Осетин (Иры Стыр Ныхас). Мы рады этому, и готовы взять на себя эту ответственность, но лучше вместе с первыми двумя категориями. Более того, мы готовы разделить ее и с другими общественными организациями, на которые ее возлагают 30 (0.42%) участников анкетирования.  

И если 5416 (75.9%) осетин говорят, что будут делать всё, что в их силах для сохранения Ирон Æгъдау, было бы прекрасно видеть этих людей объединенными этой общей идеей и общими намерениями. Это огромная армия единомышленников, способная свернуть горы. Почему же у нас это обычно получается с огромным трудом? Почему у трех осетин всегда три взаимоисключающих мнения? Возможно, ответ на этот вопрос кроется в результатах реагирования на вопрос №7. И нам хотелось бы объединить те 3.5 тысячи человек ставящих общественные интересы выше личных, для того чтобы вместе послужить этим интересам, ради лучшего будущего нашего общества. К слову, 37.3% представителей других народов тоже готовы вместе с нами делать всё от них зависящее для сохранения и укрепления основы мировоззрения осетинского народа – Ирон Æгъдау.  

 

Интересны результаты ответов и на предпоследний вопрос о предпочтительном методе воспитания детей. При всей нашей видимой продвинутости в сторону западных ценностей, которыми они без остановки одаривают нас через ТВ и интернет, 81.78% анкетируемых высказались в пользу традиционного воспитания детей, допускающего и наказания за серьезные проступки. 5.8% мужчин и 9.5% женщин предпочитают западное воспитание, основанное на силе убеждения и правах личности. Как известно, во многих странах физические наказания детей запрещены законом, а в скандинавских странах за оплеуху или шлепок по попе ребенка его могут изъять из семьи навсегда с последующей передачей в другую семью. Но также общеизвестно, что в западных странах очень распространено насилие над детьми, причинение им физического вреда родителями или лицами их заменяющими. Поэтому они через свое законодательство жестко контролируют процесс воспитания детей в семья, который для нас всегда был делом больше личным или общественным, чем государственным. У наших предков, при их традиционно строгом отношении к воспитанию детей, не было ни тех, ни других крайностей. Детям не причиняли ущерб даже кровные враги. Дети всегда были под опекой и защитой всего общества. Может и нам стоит вернуться к такому отношению к нашим детям, а значит и к нашему будущему? 

 

Ну и последний вопрос был включен в анкету с определенной целью – выяснить ваше отношение к открытию национальных школ, коей является пока единственная Аланская гимназия. Судя по опросу на регионе15, ее открытие стало самым знаменательным событием в республике в истекшем году. Дети в ней все предметы проходят на осетинском языке, и федеральные образовательные стандарты здесь не являются определяющими. Участники нашего анкетирования уверенно подтвердили необходимость таких школ. 1819 (72.2%) мужчин и 4132 (50.2%) женщины готовы отдать своих детей в будущем в национальную школу при наличии ее в их районе. Что еще более интересно, 24.3% представителей других народов, проживающих вместе с нами в Осетии, также хотели бы такие школы для своих детей.  

21.12% анкетируемых (мужчин и женщин) предпочитают обычную школу, а 20.97% сомневаются в качестве образования в национальной школе. 

 

Хотел бы обратить на все эти цифры внимание работников системы образования, руководства РСО - Алания и РЮО. Очевидно, что в Осетии нам нужно больше таких школ, и это может стать хорошим подспорьем в общем комплексе мер, направленных на сохранение и развитие нашего родного языка.  

 

В заключение, хотим поблагодарить всех, кто не поленился и дал откровенные ответы на вопросы анкеты. Хорошо, когда мы можем вместе сесть и высказать друг другу что думаем по той или иной проблеме. Пусть даже анонимно. Это дает нам возможность лучше понимать ситуацию и делать правильные выводы.  

Мы будем продолжать эту практику и по другим интересным темам. Ваше мнение важно для нас.  

 

Руслан Кучиев,  

Председатель Координационного Совета  

МОД «Высший Совет Осетин» 

 

http://styrnyhas.com/ 

 



 Комментарии к статье (0)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины