Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English





http://allingvo.ru/ АБХАЗИЯ - Apsny.Ru

Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru



Rambler's Top100 Индекс цитирования

Нана - Задалеская
< назад  Комментарии к статье (0)      Версия для печати

 

 

Спасительница Нана - Задалеская  

Безграничная свобода, которой так поклонялись аланы, обернулась для них трагедией. Народ, закаленный в военных баталиях рабству предпочел гибель. В 1395 году хромоногий Тимур двинул свои бесчисленные орды на алан. Предводитель монголо-татар, как известно, беспощадно расправлялся в первую очередь с непокорными народами. Предав алан «мечу джихада» он почти полностью отправил в « огонь гиены» целый народ. 

Спустя сорок лет после трагических событий Иосиф Барбаро средневековый путешественник с грустью заметил, что коренных жителей на равнине он уже не застал, страна алан превратилась в безлюдную пустыню, усеянную многочисленными могильными курганами. Чудом, уцелевшие остатки аланского народа, нашли приют в труднодоступных горах Кавказа. Здесь они оказались недосягаемыми для тяжелой татаро-монгольской конницы. 

События, связанные со временем нашествия Тимура на алан, оказались запечатленными в народной памяти, легендами, преданиями, песнями. К самой яркой из них можно отнести песню о Задалеской нана, в ней поется о «железномордых волках Ахсак- Тимура», под таким именем предводитель монголо-татар известен в Осетии:  

Предводители Тапан-Дигори, 

Их мужественная молодежь, один лучше другого, 

От рук неприятеля в крови тонут, 

Редеют в царство мертвых отправляются. 

До последнего человека хоть и сражаются. 

По сути дела, песня о Задалеской нана – это одновременно плач по поводу гибели целого народа и гимн женщине. Задалеская нана – мать спасительница, собравшая вокруг себя осиротевших аланских детей.  

Кто скрывается под именем Задалеской нана? .Может быть -это образ собирательный, который стал данью уважения аланским женщинам времен нашествия Тимура. Об этом история молчит. Правда, имя общей матери, связывают с горным селением Задалеск. Старики еще вспоминают о старинном склепе , в котором покоились останки неизвестной женщины, возможно той самой – Нана Задалеской.  

Охраняющая в пути и направляющая по счастливой дороге, она в ореоле святости, уже давно стала божеством, которому поклоняются женщины не только селения Задалеск. Здесь, в Дигории, традиционно летом отмечают праздник в честь спасительницы всеобщей Матери- Задалеской нана. Солнцеликая, светоносная. Задалеская нана в осетинском сознании стала символом женщины, дарующей людям и свет и добро. Мать- спасительницу почитают и мужчины. В Дигории и сегодня, старший за столом не забудет в числе божеств упомянуть имя Задалеской нана. За всеми переменами судьбы нашего народа, пережившего самые драматические моменты своей истории светлый образ Задалеской нана сохранился. И в каких бы военных событиях ни проливалась кровь осетинских воинов , как на Юге , так и на Севере Осетии, и уже далеко не от рук монголо-татарских завоевателей , матери, по прежнему, обращаются к Задалеской нана, они просят у нее защиты для своих детей. 

Говорят, что « доброта не противоположна твердости, даже суровости, когда ее требует жизнь. Сама любовь иногда обязывает быть твердым … и не бояться страдания, которое несет с собой борьбу за то, что любишь»…  

 

Фатима Найфонова  

http://www.byloe.15rus.ru/zadaleskynana.htm 

 

ПЕСНЯ О ЗАДАЛЕСКОЙ НАНА  

 

МР3 Запись нового варианта песни при участии Давида Темираева  

 

Слова старой песни о Задалесской Нана в переводе с осетинского. 

 

Кровавый дождь, кровавый дождь 

Над Тапан Дигорией, над Тапан Дигорией. 

От волков Ахсак-Тимура с железными пастями, 

Почернели их зеленые поля. 

Плотнее, крепче плетня из железных прутьев 

Вокруг расположились (окружили). 

Предводители Тапан Дигории, 

Их мужественная молодежь, один лучше другого, 

От рук неприятеля в крови тонут, 

Редеют, в царство мертвых отправляются. 

До последнего человека хоть и сражаются, 

Но погибли до единого дигорцы. 

То пожарище занялось, то синее пламя взыграло 

Над многолюдными селами Тапан Дигории. 

Оставшиеся женщины и мужчины 

Все уведены в плен, уведены в плен. 

Так погибли тапандигорцы, лишились потомства. 

Плача, рыдая, тогда остались бесприютные дети 

На пепелище, на черной золе. 

Но оказалась на счастье народа 

Женщина на свете, 

Сирот собрала, подобно стаду овечек, 

Ночью и днем сторожит их от дикого зверя и недруга. 

С плоскости — в лес, из лесу — на поляну, 

В сторону Дигорского перевала повернула, 

Через Цагат перешла с детьми, в Задалеске поселилась, 

Плодами растений стала их кормить, стала их кормить, 

Когда выросли они, окрепли они, села основали, 

Свою общую мать, Задалескую нана, 

С почестями, со славой похоронили Около Задалеска в Пещере Морга 

 

 



 Комментарии к статье (0)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины