Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English





http://allingvo.ru/ АБХАЗИЯ - Apsny.Ru

Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru



Rambler's Top100 Индекс цитирования

ИСТОКИ СРЕДНЕВЕКОВОГО РЫЦАРСТВА
< назад  Комментарии к статье (2)      Версия для печати

Alle Radici Della Cavalleria Medievale.  

Franco Cardini  

(книга написана на итальянском языке) 

 

 

Возникновением средневекового рыцарства Запад обязан не только парфянам, но прежде всего иранским народам, находившимся к северу от Кавказа — скифо-сарматам. Благодаря их всепроникающему влиянию, распространявшемуся по всем уровням, которое они оказали на восточных германцев, в особенности на готов, средневековая военная структура запечатлела в себе им одним свойственный оригинальный облик... 

 

 

 

Происходившие от иранского корня скифы оказывали сильное воздействие на фракийцев, перенявших у них (у скифов.— К. Ч.) немало военных приемов, научившихся, например, стрелять из лука не сходя с коня. Фракийцы отчасти заимствовали и религиозные обряды скифов: так, они доводили себя до состояния экстаза, вдыхая дым сжигаемой конопли. Скифы также передали гето-дакам свои верования, основа которых была иранской и в которых особое место занимала идея бессмертия. От скифов же гето-даки узнали о железном оружии. Но геты поддерживали контакт и с сарматскими племенами — языгами и роксоланами. От них, вероятно, они научились использовать отряды тяжелой кавалерии, атаку которых готовили и поддерживали лучники... 

 

Итак, скифы в определенный момент оказались двигателем прогресса в беспокойном понтийском и закавказском мире. Первое тысячелетие до н. э. ознаменовалось появлением в степях между Дунаем и Уралом скифских племен. Они пришли с территории, находящейся где-то на границе Европы с Азией. Породнившись с киммерийцами, скифы вскоре вытеснили их из района обитания. Живя в азиатских степях, скифы овладели двумя главными искусствами: верховой ездой и обработкой металлов... И по сей день огромные курганы скифских вождей свидетельствуют об их богатствах, основную часть которых составляли умело обработанные металлические изделия. У скифов были великолепные лошади, тучные стада. 

 

 

 

 

Скифский костюм полностью соответствовал образу жизни народа, значительную часть времени проводившего верхом на коне: долгополый облегающий кафтан, широкие шаровары, застегнутые у щиколотки, удобные сапожки. Этот костюм заимствовали парфяне и китайцы, как только в их армии появилась кавалерия. Своей вершины скифская цивилизация достигла в VI — III вв. до н. э. в районе нижнего течения Днепра, Буга и в Крыму. Но влияние скифов было намного шире и распространялось на соседние народы вплоть до Дуная, Закавказья и Сибири. На столь обширном пространстве кони, упряжь, оружие, украшения были скифскими. Через Дунайский бассейн, Нижнюю Мезию и Трансильванию скифы вступали в контакты с кельтами, иллирийцами, македонцами. К сожалению, и по сей день мы продолжаем смотреть на храмы, народы и страны сквозь кривое стекло эллинской «классики», для которой скифы всего лишь бесчеловечные варвары, страна их — мрачное и туманное место рождения таинственных сказаний. 

 

Киммерийцы «сторожили» вход в царство теней. Колхида — край колдунов и колдовство зелья. Одним словом, Меотийское болото. 

Однако мы воздадим должное богатой и гордой скифской цивилизации, стране отважных конных воинов, гениальных ювелиров и шаманов — провожатых в царство мертвых . Что касается истории материальной культуры, то должно быть ясно — искусству верхо¬вой езды мы обязаны скифам... 

 

Нам же хочется лишь подчеркнуть: мастерство скифов-скотоводов и конных воинов — это неопровержимый исторический факт... 

Однако на горизонте показался народ, брат и недруг скифов — сарматы. Они тоже кочевники, иранского рода и племени, также говорившие на иранском наречии, родственники киммерийцев и скифов, отчасти смешавшиеся с меотийскими племенами, о чем свидетельствует, правда проблематичная, генекократия (власть женщин, матриархат.— К.Ч.)... 

 

Страбон, вторя традиционным взглядам, отождествляет две ветви одного племени, которое появилось в степях к северу от Кавказа, западную и восточную. Первая ветвь, ведомая роксоланами, шла по следу языгов и осела между Доном и Днепром. Вторая, состоявшая в основном из аорсов и сираков, остановилась между Доном, Азовским морем и Каспийским побережьем Кавказа. Наконец, с первого века нашей эры рим¬ские наблюдатели, с растущей обеспокоенностью следившие за коовращением варварских народов, отмечают появление самого известного среди так называемых сарматов народа — аланов. Из китайских источников известно, что они вышли из района, примыкающего к Аральскому морю, следовательно, хозяйничали на «шелковом пути». В своем движении аланы сметали прочие племена, среди них — аорсов... 

 

Начиная с Марка Аврелия, многие римские императоры включали в свою титулатуру и наименование «сарматский»... 

Из всех сарматов историки Рима выделяли аланов, говоря об их воинственности, отмечая их «жестокость» (оценка, как известно, весьма субъективная...), чрезвычайную эффективность их тяжелой кавалерии. Именно конный воин, «катафракты», называемый также «контарием» или «клибанариев», в период поздней античности и раннего средневе-ковья оказывал влияние на военную историю Рима, Византии и Западной Азии... 

Сарматы действительно повлияли на военную историю Рима, сасанидской Персии (с. 42—48). 

 

К концу IV века на смену скифам приходят сарматы, также двигавшиеся с востока. Волны племен захлестывают одна другую. Сарматы восприняли богатейшее культурное наследие скифов... Готы вобрали в себя всего ведения боя верхом на коне. Элементы шаманства, мистерии, хронических культов, присущие древней Германской культуре и сгруппированные в мифокультурный комплекс бога Вотана, как нам представляется, имеют не только рунический источник, но понтийско-германское, или «алано-готское», как предпочитают выражаться иные историки, происхождение (с. 59). 

Мифорелигиозные представления, относящиеся к смерти и напоминающие скифские, сохранившиеся у других иранских народов, например сарматов, и сегодня еще бытуют в Кавказском фольклоре, особенно среди осетин,— прямых потомков аланов... 

 

В осетинской легенде о путешествии Сослана в Страну Мертвых уже известные нам элементы обозначены предельно четко... мудрый говорящий конь, скачки на конском чучеле (сходство с трупом лошади в скифском погребальном обряде очевидно) (с. 69). 

Святость меча пришла из мира степей, а германцы сыграли здесь роль посредников. Создатели ее — иранские народы. А об аланах Аммиан Марцеллин говорил, что у них нет ни храмов, ни святилищ, нет даже крытой соломенной крышей хижины. Один обнаженный меч, воткнутый в землю, которому они поклоняются как символу своего бога войны, властелина земель, их кочевий. Геродот упоминал подобный обычай у скифов, приносивших в жертву коней и стада старому железному мечу, символизирующему, быть может, бога войны Ареса. Скифский Арес — это бог Батрадз, с телом из кованой стали, сросшийся со своим мечом настолько, что отождествляется с ним. Он расправляется с противниками одним ударом меча и повергает их под копыта своего боевого коня. Его стальное тело выковал небесный кузнец Курдалагон. Обратим лишь внимание на то, до какой степени этот бог — стальной всадник — напоминает катафрактария. Заслуживает внимания и то, что религиозно-воинские обряды скифов и аланов (в широком смысле — сарматов) схожи друг с другом и в том, что касается, например, обычая подвязывать скальп, снятый с противника, к упряжи своего коня. Другой скифский обычай — чаша из черепа убитого коня — перешел непосредственно к германцам (с. 98). 

Марцеллин говорит о «радостном чувстве», которое охватывает аланов всякий раз, когда они слышат о приближающейся войне. А ведь это те самые аланы, которым столь многим, как мы знаем, обязаны готы и вообще все германцы (с. 127—128). 

 

ФРАНКО КАРДИНИ  

 

Выдержки взяты из книги К.Челахсаты "Осетия и осетины"  



 Комментарии к статье (2)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины