Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English



Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru





Rambler's Top100 Индекс цитирования

ДЖЕОРГУБА ИЛИ УАСТЫРДЖИЙЫ БОН?
< назад  Комментарии к статье (0)      Версия для печати

В ноябре мы отмечаем самый значимый для осетин праздник, длящийся неделю, а в некоторых больших селах даже дольше. Как правильно называть этот праздник, что он означает и как отмечается? Боюсь не все молодые, а также и многие не очень молодые осетины дадут исчерпывающие ответы на эти вопросы.  

 

В последние десятилетия мы как-то привыкли к тому, что праздник в честь самого почитаемого в Осетии на протяжение тысячелетий святого называется Джеоргуыба и даже месяц ноябрь называется Джеоргуыбайы мæй. При этом почти все также знают, что происходит это название от грузинского Георгоба, тоже праздника всенародного но уже в Грузии. 

 

Наверно здесь следует прояснить суть Георгоба.  

Вот что говорит нам по этому поводу уважаемая в интернете Википедия: 

Георгоба - день святого Георгия Победоносца, покровителя Грузии и самого почитаемого святого. Отмечают праздник дважды: 23 апреля (6 мая) и 10 ноября (23 ноября) первый раз — в память его кончины, второй раз — в память колесования святого. Праздник в память колесования великомученика Георгия отмечается только грузинской церковью.  

 

Друзья! А тот ли праздник мы празднуем? Соседи ведь говорят, что только их церковь отмечает этот день в ноябре.  

Нет конечно, мы отмечаем именно исконно осетинский праздник, Уастырджийы бæрæгбон, проходивший не в привязке к определенному историческому событию, а в конце трудового года горца, строго по осетинскому земледельческому календарю. Уастырджи - покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодежи. Осетины наделили самого почитаемого святого лучшими качествами, называя его «Золотой Уастырджи», «Доблестный Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи» и т.д. В их воображении он предстает высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом коне. Женщины, не имеют права произносить его имя, обращаются к нему «Лæгты дзуар» - «Покровитель мужчин». 

 

О том, какое отношение имеет (вернее не имеет) Уастырджи к Св.Георгию написано довольно много. Желающие могут почитать в интернете.  

Вот что пишет доктор наук В.Дзидзоев в статье «Что общего и отличительного у осетинского Уастырджи – Уасгерги и Святого Георгия?» 

«...укоренившийся в сознании многих осетин миф о том, что Уасгерги-Уастырджи и святой Георгий – это два имени одного и того же исторического или историко- мифологического персонажа, продолжает жить и «успешно конкурировать» с реальными историческими фактами.»  

Наверно, вместо двух осетинских слов Уастырджийы бæрæгбон удобнее произносить одно грузинское – Джеоргуыба, но правильно ли ради этого идти по пути подмены глубинного смысла наших исконных праздников? Не уводим ли мы тем самым нашу молодежь в сторону от сакральности и духовной значимости почитания наших святых? Нартские сказания, с Уастырджи, как одним из главных персонажей, возникли задолго до времени проживания Св.Георгия. Но многие из нас продолжают утверждать, что мы празднуем Джеоргуыба – праздник в честь этого христианского святого, причем в день его колесования. Наверно нам, и в особенности молодому поколению осетин, не смотря на сформировавшиеся в обществе ложные стереотипы, стоит глубже задуматься над сохранением корней своего народа и его бесценной сокровищницы сакральных знаний.  

 

В этом случае будет меньше и тех вредных наслоений на процедуру празднования, которые появляются в последнее время. Мне доводилось видеть, например, взрослых людей собравшихся праздновать Уастырджийы Бæрæгбон с курицей, водкой и тремя пирогами на столе. Они даже не подозревали, что всю неделю блюда из птицы на стол не кладут вообще. Тоже самое касается и свинины. В прошлом и пиво, и араку, и все остальное готовили заблаговременно и специально для этого праздника. Кусæртаг (бычок или баран) был всегда нывондгонд. К приготовлению подходили с большой ответственностью, заблаговременно очистив свое сознание от всего скверного и грязного. И когда сегодня за праздничным столом, кто-то, после очередной рюмки водки переходит на непристойные выражения и анекдоты, большего кощунства и придумать трудно. Такое праздничное застолье из сакрального общения с Дунесфæлдисæг æмæ йæ сконд зæдтимæ превращается в тривиальную пьянку.  

 

Уастырджийы бонтæ начинаются в воскресенье, с забивания жертвенного животного, то есть с Галæргæвдæн. В понедельник вечером (Дыццаг ахсав), каждая семья с тремя пирогами возносит молитву Богу и Уастырджи. После этого всю оставшуюся неделю соседи и близкие приглашают друг друга, собираются на совместные празднования. В следующий понедельник проходят проводы праздника.  

 

Что принято и что нет во время праздничного застолья? Пожалуй, все те правила, которые я описал в материале «Осетинский застольный этикет (Ирон фынджы æгъдау)» подходят и для этого праздника.  

 

http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=766 

 

Вместе с тем, в народе, и особенно в среде молодых, часто возникают вопросы о допустимости использования покупного мяса и других продуктов для празднования Уастырджийы Бæрæгбон. Наши предки, конечно не покупали продукты на базаре, и пиво и араку, как и все остальное готовили дома и с соблюдением особых правил физической и нравственной чистоты. Жертвенное животное определялось заблаговременно и его вскармливали отборными чистыми кормами, не выпуская даже на выпас.  

Наверно все это вполне возможно соблюдать и сегодня в горных аулах и в селах на плоскости. Но как быть подавляющему большинству населения Осетии, проживающему во Владикавказе и больших райцентрах? В городских квартирах ничего не растет и коровников нет.  

Все продукты покупаются на рынках и в супермаркетах.  

И в этих сложившихся реалиях, от которых нам никуда не деться, я придерживаюсь мнения: лучше праздновать с покупными мясом, продуктами и напитками, чем не праздновать вообще. Если не забивалось жертвенное животное (нывонд), любая часть туши подходит для праздничного стола в качестве обычной пищи. Покупать три ребра в магазине не обязательно. Они в качестве "кувинаг" всё равно не подходят. В конце концов важнее то, настолько искренне и с какими мыслями возносится молитва Всевышнему и Уастырджи. Вместе с тем, о вознесении молитвы над покупными тремя пирогами речи не должно быть. Потому что даже в городских условиях каждая хозяйка имеет возможность испечь эти пироги. Если лень научиться это делать, можно попросить родственницу, соседку. Сыр в этом случае лучше купить за 2-3 дня, чтобы он наполнился фарном этогой семьи, дома. Значение и сакральность трех пирогов выходит далеко за рамки понятий об обычной пище. Они должны выпекаться дома, как положено. Примешивание к этой сакральности еще и водки вряд ли способствует ее чистоте.  

Не смотря на обычные возражения любителей поддать по поводу и без, самым почетным напитком за осетинским столом всегда считалось пиво. Нет ничего зазорного и в вознесении молитв хлебным квасом (къуымæл).  

Для тех, кто за столом не может обойтись без крепкого спиртного вполне подходит Ирон Арахъ, но в разумных дозах.  

 

 

Уастырджийы хорзæх уæ уæд æмæ амондджын бæрæгбæттæ кæнут! 

 

Руслан Кучиты 

 

 

 

 

 



 Комментарии к статье (0)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины