Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English





http://allingvo.ru/ АБХАЗИЯ - Apsny.Ru

Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru



Rambler's Top100 Индекс цитирования

Сабанов Степан
< назад  Комментарии к статье (0)      Версия для печати

Художник - горец 

 

Известная в Московской осетинской общине Зоя Владимировна Цховребова, когда узнала, что я собираюсь написать статью о художнике Степане Сабанове, заметила мне: «Ты, конечно, будешь писать о нем в восторженных словах». 

-Да! Собираюсь,- начал было я приводить ей свои аргументы, но собеседница меня прервала: 

- Степан является одним из немногих художников Осетии, о творчестве которого надо писать только в восторженных словах.  

 

 

 

 
Да, я пишу данные строки о замечательном, самобытном, талантливейшем художнике Степане Леонтьевиче Сабанове, о порядочным во всех отношениях человеке, истинном патриоте нашего народа и государства, добродушном и невероятно скромном человеке, для которого атрибутами ежедневного бытия в таком мегаполисе, как Москва, стали наши национальные ÆФСАРМ и ÆГЪДАУ.  

Я хорошо помню трагические для нашего народа часы 8 августа 2008 года, когда еще «Грады» маленького Гитлера грузинского народа обстреливали Цхинвал, мы, проживающие в Москве осетины стали собираться в культурном центре Московской осетинской общины. Рано утром приехали руководители общины, которые и решили в первую очередь выставить пикет напротив здания МИД РФ на Садовом кольце. Необходимо было срочно написать плакаты, лозунги, обращения, т.е. необходимо было найти художников. 

Я позвонил по телефону Степану Леонтьевичу: 

-Ты слышал? Телевизор смотришь? 

- Всю ночь не сомкнул глаз… 

Я объяснил Степану, что от него хотят. 

- Выезжаю! – ответил Степан и вскоре он, со своим другом и замечательным художником Харитоном Ногаевым, появился в культурном центре, где немедленно приступили к написанию лозунгов по указанию Совета Московской осетинской общины (МОО). 

Во всех значимых мероприятиях, проводимых МОО Степан Сабанов принимает активное участие. Его картины и графические работы неоднократно украшали стены культурного центра МОО. На его работу обратил внимание известный певец, депутат Государственной Думы Иосиф Давидович Кобзон во время его встречи с активом Московской осетинской общины в культурном центре. (Естественно, работа Сабанова С.Л. была подарена Иосифу Кабзону от имени Московской осетинской общины) 

 

Участие в антивоенном пикете не было единичным, эпизодическим актом Степана в его действиях по укреплению мира на юге Осетии. К первой годовщине вооруженной агрессии Грузии против Южной Осетии Сабанов С.Л. создал серию графических антивоенных работ, которые неоднократно экспонировались на Московских художественных выставках, а так же, при активном участии директора культурного центра МОО Бедоевой Т.В., выставлены на суд посетителей центра. 

Интересно было смотреть на реакции наших земляков, узнававших знакомые, разрушенные места на улицах многострадального Цхинвала, мастерски запечатленных в работах великолепного мастера. 

Даже сегодня, когда пишутся эти строчки, работы нашего земляка выставлены на выставке, посвященном празднику Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, одном из престижных выставочных залов Москвы – на улице Кузнецкий мост, 11. 

 

 

 
Степан Сабанов родился в многодетной семье в Южной Осетии 1 февраля 1941 года в небольшом, живописном селе Кохат, недалеко от Цхинвала. Живописное Ванатское ущелье, прекрасные виды с села, чудесные берега реки Малая Лиахва не могли не оставить в душе молодого Степана чувство прекрасного, понимания и восприятия природной красоты. Часами мог наблюдать, как меняется цвет на противоположном склоне Ущелья в зависимости от освещения.  

Господу было угодно, чтобы 6 летний Степан увидел настоящего художника. Однажды, на окраине села, бегая с мальчишками, он увидел, сидевшего на траве мужчину, писавшего этюды. Оставшиеся до сих пор неизвестным, грузинский художник рисовавший этюды для своих картин, не прогнал любознательного мальчишку, так восхищенно смотревшего на его работы. 

С этой далекой встречи с неизвестным художником Степан «заболел» рисованием! Было послевоенное время. Не было не только красок, но и карандашей, не было бумаги! В ход пошли угольки из печки. Не остался ни один плоский камень в фундаменте родительского дома, который бы Степан не изрисовал своими угольками, получая иногда подзатыльники от строгого отца. А когда ему старший брат подарил коробку цветных карандашей, его счастью не было конца. Доски, кусочки фанеры, любая бумага годились для рисования. Склонности мальчика к рисованию поддержал школьный учитель рисования Николай Касрадзе, привлекая Степана к выпуску, то стенной, то сатирической школьной газеты. Не бросил рисование Степан и во время службы в рядах Советской Армии. 

После службы в армии Степан окончил Цхинвальское художественно-педагогическое училище им. М.С. Туганова и лишь после этого он едет в Москву. Поступает в Московский Государственный Академический Художественный институт им. В.И. Сурикова, в мастерскую станковой графики под руководством профессоров Кибрика Е.А., Маторина Н.М., Рейнера Ю.П. 

В 1984 году Степан Леонтьевич стал членом Союза художников России. В настоящее время он один из руководителей объединения художников графического станкового искусства Московского Союза Художников. 

Сабанов С.Л.- самобытный художник.  

Великолепны его графические серии – портреты наших земляков-осетин, генералов царской России, Героев Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне, «Горы и горцы», «Лето в Осетии», «Мертвый городок», «Скалистые горы», «Мангышлак», «Мать и дитя» и другие. 

Сложно писать про произведение, которое предназначено для зрительского восприятия. Но свои некоторые впечатления от его картин не передать не могу. 

Сабанов берется за самые сложные, разнообразные по жанру, технике исполнения, произведения. Он пишет графические серии карандашом, тушью, пастелью, широко использует акварель, темперу, линогравюру, масло. Его работы реалистичны, далеки от влияний каких-либо течений авангардизма. Степень совершенства мастерства Сабанова С.Л., его творческие приемы, ракурс показа того или иного вида, пейзажа поражают зрителя. Представьте, например, пейзаж, где свет в центральной части внезапно переходит в «ночь» или в негатив, а затем обратно «возвращается» в обычную картину! Получается, картина одна, но как бы триптих! Поистине - чудеса, совершенство своей техники показывает зрителю автор! 

 

 

 

Очень удачные работы, на мой взгляд, получились работы Сабанова С.Л. в цикле «Мать и дитя». Представьте себе изображение Пресвятой Богородицы и спящего мальчика. Я, например, слышал, как спорили перед картиной зрители наши земляки о том, нарисовал ли Степан себя в виде мальчика или нет. Меня же приятно удивило, не только сходство лика Богоматери с ликом Богоматери в «Сикстинской мадонне» великого Рафаеля, но как на заднем фоне этой же картины проявляется вид Алагирского православного храма.  

Такой прием в написании картин, когда на заднем фоне «проявляется» то наши осетинские дома, то наши башни, то, известные у нас, архитектурные сооружения является тем приемом, при помощи которого эти картины «становятся» как бы узнаваемы, национальны. С большой любовью к своему народу, к ее обычаям написаны картины на бытовые сюжеты, они отличаются глубоким национальным колоритом, если, например, посмотреть на картины «Баганыфыцаг» («Пивовар»), «На базаре», « У торне-печи» и др., то герои этих работ узнаваемы, ведь художник посмотрел их в осетинском селе, во дворе соседского дома. 

Любит Степан Леонтьевич природу нашей Осетии, любит писать ее. В творческих командировках побывал во всех ее уголках. Он с гордостью называет себя «горцем».  

В своих работах он поэтизирует обычную жизнь осетинского народа, умеет довести эту тему до глубокого философского обобщения. Всю свою сознательную жизнь Степан Леонтьевич творит во имя и на блага своего народа. Насколько я знаю, проживая в Москве, он почти ежегодно бывает в Осетии, как на севере, так и на юге. Связи со своими земляками не теряет. 

Его картины хранятся в музеях и частных коллекциях Канады, США, Японии, Германии, Франции, Голландии, Кореи, Израиля, султаната Оман, а также в фондах Министерства культуры России и Московского союза художников.  

В далеком 1997 году ему было присвоено звание «Заслуженный художник Республики Северная Осетия-Алания». Он так же награждён Дипломами и Серебряной медалью Академии Художеств России, ему присвоено звание Заслуженного художника Российской Федерации.  

 

В связи с 70 летним юбилеем Степана Леонтьевича искренне поздравили друзья и товарищи, коллеги. Московский союз художников наградил Сабанова С.Л. юбилейной медалью. Мы же с нетерпением будем ждать новых художественных выставок, чтобы ознакомиться с новыми творениями нашего замечательного земляка. Желаем ему долгих лет жизни и творческих успехов. 

 

Олег Хубецов 

Москва 



 Комментарии к статье (0)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины