Северная Осетия с особым размахом отметила один из самых почитаемых национальных праздников — Реком. В этом году он не ограничился одним застольем, а отличался соблюдением всех праздничных ритуалов.
Еще одной отличительной чертой праздника стала массовость — на Рекомы дзуар собралось около 500 человек с разных районов республики. Среди гостей было очень много молодежи.
— Очень приятно видеть здесь такое количество молодежи, и, как я успел заметить, они отнеслись к празднику ответственней, чем старшие. Весь путь к святилищу все молодые люди проделали босиком, в отличие от многих старших. А ведь это важный обряд в праздновании на территории святых мест. Кроме этого, девушками и юношами был соблюден «дресс-код». И если раньше приходилось делать замечания по поводу внешнего вида, то сегодня можно лишь похвалить их, — рассказал «15-му Региону» руководитель инициативной группы по восстановлению Рекома Слава Джанаев...
-----------------------------------------------------------------------------------------
Полностью материал Лены Цагаревой с фотографиями и видео можно прочитать на :
http:/ /region15.ru/articles/3431/#com
От администратора сайта "Осетины"
Во все времена, большие дела часто начинались с подвижничества, с инициативы убежденных энтузиастов. Вот и Святилище Реком сегодня продолжает нести своё назначение благодаря группе чистых в своих делах и помыслах энтузиастов во главе с известным художником, этнографом и автором книги "Три Слезы Бога" Славой Джанаевым.
Они неимоверными усилиями востанавливали Реком после пожара, обустраивали и другие святые места, Дзуарттан кувандатта. Вот уже второй десяток лет по их инициативе проводятся празднования Рекомы Уастырджи, на которые собираются сотни людей со всей Осетии.
И это не те празднования, к которым мы привыкли за годы безбожия, воинствующего космополитизма, безразличия к корням, к вере, традициям и обычаям народа.
Заголовок материла подчёркивает, что отпраздновали, как положено. И это "как положено" включает в себя большой сакральный смысл и многие "аембаелы" и "не 'мбаелы".
То, что три пирога, предназначенные для этого праздника должны быть испечены дома, из чистых продуктов, с чистыми помыслами и чистым телом - это только одно из этих требований.
Ритуал, конечно важен. Но ещё более важно то, с чем и каким каждый человек приходит к этому святому месту. Направляясь туда из Владикавказа, например, нельзя всю дорогу сквернословить, и потом таким "грязным" подниматься к Рекому. Сколько ни старайся в красноречии, твоя молитва принята не будет. Более того, такой человек уже своим присутствием оскверняет святилище.
В материале Л.Цагараевой не упоминается один очень важный на сегодняшний день момент. На сколько я знаю, организаторы праздника Рекома всегда требуют, чтобы туда не носили водку и другие крепкие спиртные напитки. Так положено.
Это придаёт празднику особое значение. Потому что именно обилие спиртного в наши дни стало самым главным инструментом осквернения наших святилищ, убийства исконных осетинских обычаев, традиций и нашей нравственности вцелом. То, как проводится праздник Рекомы Дзуары Бон, даёт нам возможность убедиться в возможности и необходимости проведения таких празднований во всей красе и без привычного пьянства. Известные этнографы и историки утверждают, что именно так и было у наших предков. Обилие крепкого спиртного пришло к нам извне и сравнительно недавно.
Так почему бы всем нам не последовать примеру наших замечательных молодых сподвижников и не очистить наши святые места от этой, убивающей всё на своём пути, скверны? Почему бы такие празднования Дзуары бон не сделать нормой в каждом ущелье, в каждом селе?
Почему бы уважаемым старшим в сёлах и в городах не взять на себя эту ответственность и не запретить приносить к святилищам водку и другие крепкие спиртные напитки?
В этом бы и выразилась реальная забота о молодёжи, о будущем нашего народа, о котором мы столько говорим и выступаем.
С большим уважением к Славе Джанаеву, Казбеку Дзлиеву, Гаирбеку Салбиеву и всем другим организаторам празднования Рекомы Дзуар
Руслан Кучиты