Здравствуйте, Гость
Регистрация| Вход
Внимание! При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.ossetians.com обязательна!
Ирон Русский English



Проект по истории и культуре Осетии и осетин - iriston.com iudzinad.ru





Rambler's Top100 Индекс цитирования

Нужна ли осетинам национальная идея?
< назад  Комментарии к статье (12)      Версия для печати

Если да, то кому и для чего? 

И вообще, что это такое, национальная идея? 

 

 

 
В последние годы в интернете на форумах и блогах часто обсуждается тема необходимости выработки национальной идеи. Предлагается множество вариантов, построенных на политической, гражданской, религиозной и даже спортивной основе. Но предложения часто идут «от фонаря», редко в достаточной мере обосновываются, и само обсуждение обычно заканчивается одинаково – ничем. Поговорили, обменялись и разошлись. Проходит какое-то время, и подобная тема выплывает на каком-то другом осетинском сайте, и всё начинается заново, только уже с обновлённым составом участников дискуссии.  

Из этого можно сделать два вывода:  

1. Если тема обсуждается часто, значит она востребована и необходимость в подобном разговоре есть.  

2. Поскольку никакого результата от дискуссий до сегодняшнего дня нет, возможно, что разговор должен быть выведен на более высокий уровень и вести его нужно предметно, аргументированно.  

 

Данной публикацией я не пытаюсь вклиниться в очередь к микрофону, только для того, чтобы что-то сказать, и, тем более, не претендую на истину в последней инстанции. Мнение, которое я выскажу далее, формировалось в течение четырёх-пяти десятилетий, в процессе приобретения жизненного опыта, общения с тысячами людей, как дома, в Осетии, так и во многих странах мира. Я очень благодарен судьбе за то, что мне довелось ещё застать многих мудрых старших, которые пройдя лихолетье начала 20-го века, остались стойкими носителями фарна своего народа. Их тогда можно было встретить везде: в Гизели и Хазнидоне, Кадгароне и Коста, Хидикусе, Дур Дуре, Нузале, Заманкуле, Хумалаге, Квайса, Джаве, Руке. В любом осетинском селе были старшие, у которых молодёжь училась уму-разуму, жизненной мудрости, перенимала æгъдау и æфсарм. Общение с ними давало нам огромный запас знаний и заряд энергии на всю жизнь. Процесс «фарн от старшего к младшим» был неразрывен и надёжен. Сегодня, к сожалению, ситуация изменилась в корне. И виной тому острая нехватка тех мудрых старших, при достаточном обилии пожилых людей.  

 

Судьба нашего народа и его будущее ассоциируются у меня с нашим сегодняшним молодым поколением. А оно у нас и прекрасное, и ужасное одновременно. Не хочу уподобляться тем, которые ропщут на всех углах: «Нæ фæсивæд бынсæфт фæцис». Ведь мы имеем ту молодёжь, которую сами воспитали и воспитываем. Многое из плохого вкладываем в них мы сами, старшие. И прежде чем обвинять молодёжь в том и сём, нужно внимательно посмотреть на себя со стороны. Какой пример мы им показываем и чему учим? Хлестать водку вместо воды и сквернословить без разбору где и при ком? При этом многие требуют от молодых уважение к себе, не обременяя себя хоть каким-то уважением к окружающим.  

У нас достаточно хорошей, активной, образованной, умной молодёжи. Я много раз убеждался в этом, постоянно общаясь с ними по интернету и вживую. Около года назад у меня была встреча со студентами СКГМИ. Я не мог налюбоваться этой молодёжью. Красивые, умные, грамотные, любознательные ребята. Показать этой молодёжи правильный путь – наша главнейшая задача. И будущее нашего народа во многом будет зависеть от того, как мы с этой задачей справимся.  

 

Мы все живём в светском, достаточно демократичном государстве. У нас есть Конституция, законы, свободы и права личности. Хотя не всегда и не везде действуют, но они всё-таки есть. В нашем государстве (стране, республике) существуют законодательная, исполнительная и судебная власти, есть главы государства и республик. Все вместе они избираются или назначаются для того, чтобы управлять государством, улучшать жизненный уровень своего народа. Это их прямая обязанность. При этом, у народа есть определённые рычаги воздействия на власть: выборы, судебные органы, СМИ и т.д. То есть в светском государстве все эти механизмы предусмотрены, дополнительных стимулирующих органов и факторов не требуется. Конечно, в нашей сегодняшней российской ситуации многое из перечисленного не работает или работает очень плохо, а государственная власть утопает в коррупции и бюрократии. Вследствие этого простому трудовому человеку приходится нелегко. Но все эти проблемы также должны решаться светскими, правовыми методами.  

 

Для чего же нам тогда нужна ещё и национальная идея? Что она нам даёт? В самых передовых западных странах, таких как Швеция, Финляндия, Швейцария, Канада народы прекрасно обходятся без каких-либо национальных идей. При этом уровень жизни там такой, который нам и не снится. Законы у них работают, экономики вполне стабильны, общество социально обеспечено и все довольны. Работай, отдыхай, попивай своё пиво и наслаждайся жизнью. Вот и вся идея.  

Но можно ли применять такой подход к нашему народу? Я бы скал нет, если мы хотим сохранить своё лицо и свою национальную идентичность.  

Наше будущее конечно зависит и от издаваемых законов, и партий, заседающих в парламенте, и лиц, находящихся на вершине власти. Но гораздо больше оно зависит от нас самих, от того, сумеем ли мы очиститься от скверны и сохраниться как народ – носитель древней культуры и уникального языка, хранитель бесценного духовно-нравственного наследия.  

Если у могучего дерева отпилить даже самые толстые ветви – вместо них вырастут новые, и дерево будет жить. Но если обрубить или, ещё хуже, отравить корни, дерево неминуемо погибнет и пойдёт на дрова.  

К сожалению, сегодня значительная часть нашего народа именно этим и занимается – рубит или отравляет корни, которые питали нас живительной влагой многие столетия, и благодаря которым мы сохранились как самостоятельный этнос до 21-го столетия. Это чревато необратимыми последствиями. Мы слабеем, теряем единство, превращаемся в чёрствых эгоистов, пьяниц, завистников и подхалимов. Мы также теряем чувство стыда перед собой, перед людьми и перед Богом. Кто-то делает это осознанно, иные по инерции, ввиду отсутствия должного воспитания, правильных ориентиров и нормальной среды вокруг.  

В результате идёт опошление и отвержение привычных морально-нравственных ценностей, норм общественных и личных взаимотношений, всего того, что было свято для наших предков. Они подменяются лицемерием, лживостью, распущенностью, развратом, поголовным пристрастием к пьянству и товарно-денежными взаимотношениями по принципу «Ты мне – я тебе». Вместе с этим, не смотря на тщетные усилия энтузиастов, нищает, теряет область использования и ржавеет родной язык - самое главное связующее звено между индивидумом и культурой народа. Это даёт основание констатировать, что если наше материальное благосостояние, пусть очень медленно, но всё же повышается, нравственное состояние осетинского общества и составляющие его национальной идентичности всё время неумолимо катятся вниз, в пропасть из которой обратной дороги уже не будет.  

Мрачная картина? Несомненно, хотя многие с таким мнением не согласятся, приводя в качестве аргументов достижения отдельных представителей нашей интеллигенции, успехов в искусстве, спорте и тд. Они конечно есть, и мы ими по праву гордимся.  

Но где наши коллективные и общенародные достижения?  

 

Искренни ли мы, обращаясь к Богу и Дунейы Фарн, когда за столом произносим свои красноречивые тосты ?  

Сохранили ли мы в себе исконное превалирование общественных (ирон адæм, хъæубæстæ, сыхбæстæ, мыггаг) интересов над личными и готовность помочь нуждающимся?  

Где то строгое соблюдение морально-нравственных принципов за которые не перешагивали многие поколения наших предков и за что их уважали окружающие?  

Не потеряло ли большинство из нас боязнь позора (худинаг) которому осетин предпочитал физическую смерть?  

И, наконец, ставим ли мы выше всего остального наше национальное единство без оглядки на территориальные (Цæгат Ир, Хуссар Ир, къуыдар, дыгур, туал), политические, религиозные, материальные и другие предпочтения?  

Давайте откровенно спросим себя, нужно ли нам всё перечисленное или нет. Могу с уверенностью предположить, что многие ответят «Нет» или «Не обязательно». Упрекать их нет смысла. У них свой путь, свои ценности, свои понятия. Я же, говоря «Мы» подразумеваю только тех, кого наши традиционные ценности волнуют, и кто не видит будущего своего народа без всего того, что многие века составляло нашу осетинность, наше национальное лицо.  

Как известно «железо» у всех компютеров одно и то же, програмная начинка разная. Наша «операционная система» всегда базировалась на таких понятиях как Адæмы Фарн, Æгъдау, Æфсарм, Адæймаджы Намыс. Без них мы превращаемся в обычное «железо», в которое можно напихать всё что угодно.  

И если нам по-прежнему дорога наша бесценная программа, загружавшаяся на протяжении многих веков, а также наш уникальный язык и наша культура возникает естественный и логичный вопрос: «Как не потерять оставшееся и вернуть утраченное?»  

 

При любом ответе, уверен, необходимым условием должно быть наше единство в решении этой сложнейшей задачи. Ни самые выдающиеся личности, ни отдельные группы энтузиастов сами решить её не смогут. В лучшем случае они могут быть только организаторами коллективного Зиу, в котором необходимо участие большей части нашего народа.  

В наше время этот благородный обычай, как и многие другие, практически предан забвению. Но ещё в недавнем прошлом соседи, родственники, друзья собирались вместе, чтобы сообща проделать какую-то большую и важную работу: построить фамильную или сторожевую башню, мост, или дом нуждающемуся. И никто от такой общественной работы не ожидал личных выгод. При этом, собираясь на Зиу все знали, что они будут делать и для чего это нужно. То есть цель и задачи были ясны.  

 

Правильно сформулировав их и для нашего общенародного Зиу, мы получим национальную идею на определённый промежуток времени (10-20 лет). Наверно то же самое подразумевал великий Коста, когда писал: «Иумæ нæ рамбырд кæн арфæйы дзырд!»  

Без этой общей для всех цели-идеи мы будем продолжать по углам обсуждать происходящее с нами, возмущаться, диспутировать, не имея никакой возможности повлиять на ситуацию. Это придумал не я, и в истории множество примеров.  

На мой взгляд, национальную идею нужно рассматривать в качестве путеводителя, указывающего дорогу в будущее. При этом она должна быть национальной по сути, обладать объединяющей способностью и созидательной направленностью.  

Я бы коротко сформулировал её следующим образом:  

 

Национальное возрождение осетинского народа, через разумное переосмысление его бесценного наследия и нравственное очищение.  

 

 

Может возникнуть вопрос: а как претворять в жизнь такую идею?  

Ведь если она нереальна и неосуществима, тогда и говорить не о чем.  

 

Механизмы могут быть разные. Движущей силой, при определённых условиях могли бы стать гражданские институты: съезды народа, ирон мыггæгтæ, Адамон Ныхас, хъаубаста, сыхбаста. Еще более действенной мерой считаю создание всеосетинского общественного движения единомышленников-энтузиастов, которое бы вело созидательную и просветительскую работу по воспитанию здорового молодого поколения, со стойким иммунитетом как к окружающим социальным болезням, так и к проявлениям национального, религиозного, политического или любого другого экстремизма.  

 

При этом, при общем внеполитическом статусе, самым приемлемыми условиями взаимодействия такого движения с государственными органами и властью были бы: полная открытость, сотрудничество и взаимопомощь.  

 

Фæрнæйдзаг ут Ирон Адæм!  

 

РУСЛАН КУЧИТЫ  

Автор проекта «Осетины»  

Август 2012 г.  

 

 



 Комментарии к статье (12)      Версия для печати
 
Выдающиеся осетины